Кто ходит на «Форум»?

Артур Гаспарян| опубликовано в номере №1442, июнь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клуб «Музыка с тобой»

«Долой «Форум»!» — внушительных размеров толпа в коже и шипах пикетировала подходы к концертному залу, размахивая транспарантами и воодушевленно скандируя лозунги. Милиция зорко наблюдала, но не вмешивалась, ибо никто не хулиганил. Демонстранты-металлисты проявляли чудеса организованности и сдержанности. Но шедшая на концерт публика, не привыкшая к подобным зрелищам, опасливо озираясь по сторонам, спешно стремилась проскользнуть к спасительному входу.

«Форум» у многих на устах. И, честно говоря, недавняя «демонстрация» в Кургане даже озадачила. Не потому, что ансамбль прочно обосновался на лидирующих местах в разномастных хит-парадах, а потому, что до сих «курганских событий» я пребывал в полной уверенности, что «Форум», пожалуй, единственная группа, сильная не столько степенью восторженности своих поклонников, сколько единодушным к ней отношением. Убеждали письма, в которых пришлось покопаться. Из сотен (!) попались только два ворчливых — от пятидесятилетней женщины: «Вам всем надо приличнее держаться на сцене...» и от мужчины 75 лет: «Безобразие, а не музыка...»

И вдруг столь неожиданный протест рок-«гурманов», поднявшихся на защиту «чистоты» жанра. Их главная претензия: мало, дескать, у «Форума» рока. А почему, собственно говоря, его должно быть много? Давайте разберемся.

...Возник «Форум» осенью 1984 года. То было время расцвета магнитофонной рок-культуры, решавшей непростую задачу выживания. Загнанная в подвалы, она была ершистой и воинственной, страдальчески романтичной, но иногда и грубой. Борьба за жизнь породила формулу «вначале рок, а музыка потом» и одарила нас ее апологетами, порой весьма интересными и неординарными — «Зоопарк», «ДДТ», ранний «Пикник»... Но одновременно такой подход обделил нас той самой пресловутой «попсой», где «вначале музыка, а рок потом». В околороковых баталиях забылась мудрость «кесарю — кесарево». Зато ее вспомнил популярный композитор Александр Морозов. К тому времени за плечами лауреата премии Ленинского комсомола Александра Морозова была многолетняя карьера, начавшаяся в 1968 году с успеха его первой песни «По камушкам». Десятки известных и любимых произведений, сотрудничество с самыми популярными эстрадными исполнителями. Казалось, чего еще?

— Постепенно я стал замечать, что на моих концертах молодежи становилось все меньше, — замечает Александр Морозов. — Хотя всегда считал себя молодежным автором.

Близился момент выбора, и композитор сделал его, мужественно шагнув навстречу молодежи. Именно мужественно. Ибо бытовавший стереотип «добропорядочности» вселял в души профессиональных композиторов страх при мысли о молодежной музыке и необходимости ею заниматься

Но свою убедительность надо было доказывать, не греша при этом рок-притворством, заигрываньем и сюсюканьем. Молодежь не любит фальши и высокомерного снисхождения к себе. Не сразу все получилось. Опыты с хард-роком увенчались скорее разочарованием и творческой неудовлетворенностью: эстраднику в роке — что рыбе на суше. Самоприговор был ясен: чужое. Но свет ли клином сошелся на роке? Ведь он лишь часть в безбрежном океане популярной музыки. Ответ был найден. «Повинны» в том прозорливость А. Морозова и сложившаяся к тому времени зрелая творческая дружба с бывшим гитаристом группы «Форвард», аранжировщиком Александром Назаровым. Зачем изменять себе и своим принципам? Морозов — талантливый мелодист. Его творческая концепция не может быть современной или наоборот, ибо красивые мелодии нужны во все времена. Другое дело, как их исполнить. И Назаров предложил придать морозовскому мелодизму актуальное звучание. Так родился «Форум» — ансамбль молодежной развлекательной музыки. Родился очень своевременно. Он благородно и корректно оставил рок-группам решать сложные задачи их бунтарского жанра. Сам же начал осваивать ту область в нашей популярной музыке, которая, по-моему, пребывает в еще большем загоне, нежели многострадальный рок. Если мы уже можем уверенно заявить на мировой сцене о самобытной и неподражаемой советской рок-музыке, если уже крупнейшие западные менеджеры буквально рыщут по Москве в надежде «отловить» «Мастера» или «Круиз» и увезти их в турне, если уже солидные международные музыкальные журналы отводят полосы творчеству «Алисы», «Кино», «Аквариума» и т. д., то наша развлекательная музыка пока не составляет серьезной конкуренции в дискотеках и на танцевальных вечерах какому-нибудь «Модерн Токинг».

«Форум» своим непрерывным творческим поиском, трудолюбием и изобретательностью приближается к этой цели, стараясь даже в таком «необязательном» жанре фоновой музыки найти свой путь. Для этого есть хорошая основа — самобытный национальный мелодизм, современное и ясное музыкальное мышление, профессиональное понимание своих задач.

Поэтому не могу согласиться с криками «Долой!», ибо с удовольствием куплю в магазине альбом «Белая ночь» «Форума», который, к радости многих, скоро появится на прилавках.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Под угрозой

По материалам зарубежной печати

«Утешится безмолвная печаль»

Пушкин и Жуковский. История дружбы