На следующий день 30 янв. 1649 г. его вывели на черный эшафот. Слабым голосом он пытался произнести речь, доказывавшую недопустимость участия народа в правительстве, но его никто не слушал. Неизвестный человек в маске, исполнявший роль палача, одним ударом топора отрубил голову королю Карлу I.
Хотя и ненадолго - монархия была уничтожена.
Крестьянству и мелкой буржуазии казалось, что наступили новые времена.
Однако, действительность быстро убедила их в обратном. Все осталось по-прежнему: и налоги, и монополии, и продажность, и «растаскивание» Англии по карманам богатейших купцов. От напоминаний о соглашении с «уравнителями», от обещанных реформ парламент отмахивался как от надоевшей мухи и переходил к «очередным делам». Расправившись с одним противником, буржуазия могла заняться другим, и «уравнителям» чем дальше, тем яснее становилось, как жестоко они обмануты. Положение еще более осложнялось хозяйственным застоем и упадком в стране. Из - за непрерывных войн торговля почти совсем прекратилась, цены росли, началась опустошительная эпидемия голодного тифа. Джон Лильбурн, вождь недовольных, исключительно яркий и темпераментный политический боец, едко высмеивал в своем сочинении - «Раскрытие новых цепей Англии», буржуазных правителей, как изменников, вероломных и лицемерных угнетателей парода. За это он был брошен в Toyep, мрачную тюрьму, куда короли заключали опаснейших политических преступников.
8 солдат подали офицерскому совету заявление, в котором изложили требования солдатской массы. Совет постановил: вывести «мятежников» перед лицом всего войска на лошадях лицом к хвосту, переломить над их головами боевые мечи и с позором изгнать из армии. Лильбурн из тюрьмы обращался к солдатам: «Что вы представляете теперь собой? Рот у вас заткнут, нас могут принижать и поработить, но вы не смеете жаловаться, не смеете просить помощи... Никто не смеет противоречить офицерам, если они говорят: ворон белый, солдат должен соглашаться с этим, он не смеет и пикнуть по поводу их обманов и злоупотреблений; солдат - столь дерзкий, чтобы жаловаться - должен быть выброшен из армии.
По всей стране агитаторы «уравнителей» призывали к сопротивлению и борьбе; на заявление об освобождении Лильбурна подписалось 80 т. человек. Тысячи женщин собрались однажды у здания парламента, требуя освобождения Лильбурна и улучшения жизни бедняков. Парламент предложил им разойтись и «заняться мытьем посуды».
Взрыв становился неизбежным. Кромвель заявил в палате: «Я говорю вам, что есть только одно средство справиться с этими людьми: растоптать их».
Для того, чтобы совершить это, решили самые мятежные полки услать в Ирландию для усмирения восстания. Солдаты отказались ехать. Тогда их начали расквартировывать в различных местах, чтобы разгромить каждую часть в отдельности. Это послужило сигналом к началу мятежа. Солдаты подошли к зданию гостиницы «Бык», где жил их знаменоносец и вынудили его выдать знамя. «Мы завтра должны покинуть Лондон, - говорили они, - но мы не сделаем этого, пока наши требования не будут удовлетворены. Кромвелю, прибывшему на место происшествия, удалось, благодаря его железной энергии, за - пугать мятежников и заставить их покориться. Один из пяти зачинщиков» по жребию был приговорен к казни. Солдат, вытянувший «смерть», показал, как умеют умирать бедняки. «Пусть моя смерть, - говорил он перед казнью, - не пугает, пусть она, напротив, ободрит вас, ибо никогда еще ни один человек не умирал так спокойно, как я». Тем временем в провинции восстали полки «уравнителей». Соединившись, они представляли бы грозную силу, раздробленные - они были беспомощны. Мятежные полки покинули Лондон, чтобы присоединиться к своим единомышленникам. Кромвель, преследовавший их с беспримерной энергией, неожиданно напал на них и вырезал их почти поголовно. Так, из - за раздробленности, неорганизованности и отсутствия вождей, «сидевших за каменными стенами», была ликвидирована попытка крестьянства и мелкой буржуазии добиться своих требований в революции.
Тем менее мог этого добиться бывший еще в зародыше рабочий класс. Но уже тогда, триста лет тому назад, он заявил о своих желаниях, и уже тогда они носили коммунистический характер. Целый ряд сект в религиозной форме проповедовали и защищали коммунизм так же, как буржуазия в религиозной форме защищала собственность. «Истинные уравнители утверждали, что должна быть установлена «республика по библейскому образцу», ссылками на священные книги они доказывали, что земля должна принадлежать не отдельным людям, а всему народу.
Однажды, совет получил сообщение о том, что на одном из холмов близ Лондона появилось 4 человека, называющих себя святыми избранниками и занявшихся расчисткой земли и разведением бобов и моркови. С каждым днем их было все больше и обеспокоенный генерал решил вызвать главарей «этих чудаков». «Мы не намерены, - заявили пришедшие, - нападать на чьи - нибудь владения или разрушать ограждения; мы выбираем лишь общую и невозделанную землю, чтобы сделать ее плодоносной и полезной людям. Наступит время, и все люди добровольно откажутся от своей собственности и станут считать ее общим достоянием». Такова была наивная мирная программа коммунистического переворота.
Кончилось это тем, что генерал послал роту солдат разрушить дома «копателей», построенные с великими трудами к зимовке. Секта прекратила практические опыты и ограничилась только пропагандой своих взглядов.
Так, подавляя силой всех своих классовых противников, шла буржуазия к господству. В буре революции родилась капиталистическая Англия. Всеобщая забастовка 1926 г. - первый гром той революции, из которой выйдет новая социалистическая Англия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Избранные произведения русских и мировых классиков», ГИЗ, 1926
Большие советские перелеты