Круг чтения

С Дурылин| опубликовано в номере №417-418, октябрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но очень ли многие могут сказать, что действительно последовали этому совету Горького - прочитали Лескова, усвоили его превосходный язык, постигли его основную творческую задачу - показать русского человека в его положительном образе строителя жизни, искателя правды?

Много ли читателей у А. Ф. Писемского? А между тем, прочтя его повесть «Старая барыня», Н. Г. Чернышевский писал о нём: «А какая правда в самом рассказе! Как соблюдён характер старины и в языке и в понятиях». Д. И. Писарев ставил Писемского рядом с Тургеневым и Гончаровым. А. П. Чехов, перечитывая собрание сочинений Писемского, писал: «Это большой, большой талант. Люди у Писемского живые, темперамент сильный».

Хорошо ли знает современный читатель С. Т. Аксакова, его «Семейную хронику», его «Детские годы Багрова внука», его увлекательные книги об уженье рыбы и об охоте? Ею сочинениями зачитывался Гоголь. А Тургенев писал о нём: «Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Нет ничего вычурного и ничего лишнего, ничего напряжённого и ничего вялого - свобода и точность выражения одинаково замечательны».

Кто не заглядывал в «Словарь» В. И. Даля, кто не искал там алмазов и самоцветов родного слова?! Но многие ли из заглядывавших раскрывали другие книги Даля, - например, его «Солдатские» и «Матросские досуги», в которых с замечательной простотой нарисованы героические образы русских солдат и матросов?

А. М. Горький писал одному молодому писателю:

«Очень советую вам: займитесь собой серьёзно, упорно, обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы: Пушкин, Гоголь, Л. Толстой, Лесков, Чехов, Бунин. Читайте, старайтесь уловить, чем отличается Лесков от Гоголя и Толстого, Чехов от Бунина. Какими средствами достигают они того, что вы как будто бы видите всё, что они рассказывают вам, и как будто бы слышите речь их героев».

Произведения народной словесности и лучших поэтов и писателей - это великий и живой круг русской речи, - того «могучего, правдивого и свободного русского языка», про который Тургенев сказал: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Наша вина против родной речи велика. О ней много говорил Лев Толстой, о ней не раз писал Б. И. Ленин. Повседневная наша речь без нужды загружена словами и оборотами, выхваченными из других языков, часто далеко уступающих русскому в словесном богатстве. Поражает иной раз бедность словаря, которым располагает молодёжь, в том числе и пишущая молодёжь. В переписке А. М. Горького с молодыми писателями, рабочими и сельскими корреспондентами постоянно встречаются жалобы писателя на то, как беден и бледен язык его корреспондентов и собеседников из молодёжи. Одному из них Горький писал в 1929 году:

«Вам следует заняться языком. Не хочу сказать, что он плох, но он ещё беден. Требуется, чтобы вы обогатили его. Читайте Лескова, Чехова, Бунина, Пришвина - всё это люди очень богатого лексикона и превосходные знатоки русской речи».

Горький недаром указывает на Лескова как на лекарство от худосочия языка. Про свой язык Лесков говорил: «Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным налету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях. Поработайте - ка над этим языком столько лет, как я... Я внимательно и много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения».

Засаживая молодых писателей за чтение Лескова, Горький как бы помещал их в одну из лучших школ обучения подлинно народному и подлинно живому русскому языку. Сам он знал по собственному опыту, что великие писатели - лучшие учителя чистоты и полноты речи, могучей правды, прекрасной ясности и яркости русского языка.

Сам Горький еще в молодых годах расслышал призыв Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Эти «чудеса» русский язык делал над пером Пушкина, Толстого, Тургенева, Лескова, Чехова, эти же «чудеса» русский язык будет делать и «в руках» и в устах всех, кто воспринимает завет Тургенева и в круге чтения русских писателей обретёт для себя великую школу русского языка - действительно могучего и свободного.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены