И он, нацелясь в черные кружки,
Привычным, точным жестом полководца
Отодвигает к западу флажки.
Он встал над фронтом, над Москвой, над нами,
Он руку к западу простер свою:
- Пусть осенит вас ленинское знамя,
Сыны мои, в решительном бою!»
По слову Сталина, под ленинским знаменем развернулась великая битва - самая справедливая из всех битв, какие знала история. Темпераментно, красочно показывает поэт, как неудержимо пошли вперед колонны наших танков, наши орудия, наши пехотинцы, не наклоняющие головы. Поэт предлагает запомнить этот день и это место.
«... Здесь вмяты в снеговую целину
Стальные каски, плоские штыки.
Отсюда, в первый раз за всю войну,
Вперед, на запад, хлынули полки.
Мы в песнях для потомства сбережем
Названья тех сгоревших деревень,
Где за последним, горьким рубежом
Кончалась ночь и начинался день».
День начался, повторяем мы вместе с поэтом. Какие бы испытания ни ожидали нас впереди, мы знаем, что день начался. Не успокаиваясь на достигнутом, не ослабляя ни на мгновенье дружных своих усилии, трудно завоевывая каждый шаг, идем мы к победе. Мы сильны глубокой уверенностью в своей правоте, уверенностью, которая бесконечно далека от самоуспокоенности.
За месяцы трудных испытаний наш народ закалился и возмужал. Каждый из нас, молодежи, знает это по себе. Еще недавно мы были детьми. Война выучила вас отвечать за каждый наш поступок, соразмерять наши силы и преодолевать препятствия. Это и есть зрелость.
Печатью зрелости отмечена книга Суркова. «Декабрь под Москвой» свидетельствует о большом творческом росте поэта. В его стихах - гневных, суровых, мужественных - нет ничего, что была бы написано «для красоты». Каждое слово, каждый образ лучших стихов этой книги продиктованы глубокой внутренней необходимостью.
Эти стихи народны. Недаром «Песня смелых» стала подлинно народной песней. Поэт с полным основанием предпослал своим стихам клятву русского воина Иванова Петра, бойца Красной Армии. Он вправе говорить от этого имени. Чувства и мысли, выраженные в книге, - чувства и мысли каждого честного русского человека, воина, жившего, видевшего, боровшегося, ненавидевшего, любившего в эти суровые дни. И они, эти чувства, выражены талантливым поэтом, достигшим настоящей творческой зрелости.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Винтовка против автомата