Критерий истины

Дмитрий Волкогонов| опубликовано в номере №1439, май 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Слов нет, решающая роль в формировании сознательности человека принадлежит социальной среде, коллективу, воздействию воспитателей, партийной и комсомольской организациям. Ну, а сам человек? Разве с него снимается ответственность за поведение, позицию в нравственном конфликте? Нет, конечно. Умение сопоставить, сверить свои намерения, дела, поступки с общественным, коллективным интересом, умение приказать себе в сложную минуту перешагнуть через мелкое, наносное, ущербное всегда характеризуют правильную нравственную позицию личности. Нежелателен не сам по себе конфликт, а прежде всего неверная позиция, которую занимает тот или иной человек.

В своей книге «Солдатский долг» Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал, что в тяжелом 1941 году он однажды оказался в цепи оборонявшихся бойцов. Сплошной траншеи не было. Добравшись до одной из одиночных ячеек, он укрылся там. Рвались снаряды и мины, свистели пули и осколки. Фашистские самолеты бомбили наши позиции. «Я, старый солдат, — вспоминал маршал, — участвовавший во многих боях, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо. Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, а я остался один. Уж если ощущение тревоги не покидало меня, то каким же оно было у человека, который, может быть, впервые в бою!»

Человек всегда остается человеком, и в минуты опасности, подытоживает полководец, ему особенно хочется быть среди товарищей, в коллективе. Он, коллектив, дает ему силу, уверенность в себе, позволяет в трудный миг перешагнуть через «не могу», до конца выполнить свой долг. Вспомните, самые яркие страницы Великой Отечественной войны связаны с коллективным подвигом советского народа, его Вооруженных Сил. Великое чувство слитности, нерасторжимой связи и единства питает наши духовные силы и в годину военного лихолетья, и в дни мирных свершений. Нравственное здоровье человека в огромной степени зависит от моральной атмосферы коллектива, его зрелости. Нравственный барометр1 воспитанности находится среди твоих, воин, сослуживцев-однополчан.

Без людей-единомышленников, без друзей по классу, оружию отдельный человек никогда не поднимется до вершин подвига, никогда не сможете полной мере проявить свою творческую мощь. Запас нравственной мудрости и опыта у коллектива всегда больше, чем у отдельного человека, особенно у коллектива, в котором царит здоровая моральная атмосфера.

Мы с детства живем в коллективе. Сначала — в дошкольном (детский сад), затем — в школьном, производственном и на определенном этапе — в коллективе воинском. Ему присущи все общие черты социалистического коллектива. Но вместе с тем он обладает и специфическими, особенными чертами. Они определяются главным образом той ролью, которую играет воинский коллектив в жизни нашего общества, его специальным предназначением. Воинский коллектив формируется особым образом, в нем действуют специфические нормы взаимоотношений между людьми, закрепленные в воинских уставах и наставлениях; он подчиняется единой воле, у него особые функции, связанные с постоянной готовностью к вооруженной защите Отечества. Г. К. Жуков писал по этому поводу: «Какая это большая сила — здоровый армейский коллектив! Там, где действует энергичный общественный актив, там всегда будет настоящая коллективная дружба. А в ней залог творческого энтузиазма и успехов в боевой готовности части».

Воинский коллектив решает немало задач, и одна среди них — воспитательная. Расспросите своего деда, отца, любого человека, отслужившего в армии, на флоте и повесившего на почетное место в своем доме солдатскую или матросскую шинель, о той роли, какую в его жизни сыграл воинский коллектив, и вы непременно услышите лишь добрые слова. Вот несколько ответов на этот вопрос, заданный ряду товарищей, в разное время исполнивших свой почетный долг — службу в армии. Н. С. Щелкунов, ветеран Великой Отечественной войны, водитель: «Сорок лет прошло после окончания войны, а мы с боевыми товарищами из нашего авиационного полка, те, кто еще жив, регулярно, раз в год собираемся вместе. Спаяла нас вместе фронтовая дружба. И каждая такая встреча — это не только добровольная дань коллективизму, но и встреча с минувшей юностью». Р. К. Сабиров, инженер: «Служил я на флоте в конце шестидесятых годов. Не скрою, трудно привыкал к службе: распорядок, команды, нормативы... А вот сейчас часто ловлю себя на мысли, что все, что я получил в эти годы (организованность, настойчивость, способность переносить трудности), получил с помощью моего дорогого флотского коллектива». С. И. Петров, студент: «Когда кончалась служба, я торопил время. А сейчас вот завидую моим двум товарищам, которые, отслужив, пошли в военное училище. Военный коллектив — особый: даже слабый в нем себя чувствует сильным».

Лишь три мнения. Их можно было бы привести значительно больше. Суть подавляющего большинства сводится к высокой оценке роли воинского коллектива в становлении личности. А она, как известно, неповторимо уникальна. Каждая личность обладает своими способностями, склонностями, интересами, вкусами, стремлениями, привычками. Не ломают ли рамки воинской жизни, нормы служебных взаимоотношений существующие правила привычек и склонностей? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Да, ломают привычки дурные, бьют по неорганизованности, расхлябанности, неисполнительности, медлительности, нерешительности. И, наоборот, воинский коллектив, его нормы жизни всячески поощряют товарищество, прямоту, душевную щедрость, отзывчивость, бескорыстие, усердие. У коллектива есть мощное средство, которое никто не может игнорировать, никто не может отменить и на которое некуда идти жаловаться. Речь идет об общественном мнении коллектива, которое, как нравственный барометр, определяет его моральную атмосферу. По отношению к конкретной личности оно, общественное мнение, как правило, объективно, непреложно и всегда обладает приоритетом перед индивидуальным мнением.

В одном из подразделений воздушно-десантных войск на видном месте лежит Книга славных дел. в которой лаконично говорится о наиболее значимых свершениях коллектива. В этой скромной летописи, внешне бесхитростной, — только факты, без комментариев:

— Личный состав роты десантировался на высокогорную площадку Памира в условиях зимы.

— Осуществлен массовый прыжок в кислородных масках с высоты 8000 метров с задержкой раскрытия парашютов на 150 секунд.

— На учениях рота выполнила прыжок с высоты 3776 метров со стабилизацией 50 секунд и стрельбой с воздуха по наземным целям.

— Осуществлено десантирование на высокогорную площадку Тянь-Шаня. Личный состав принимал участие в испытании нового парашюта.

— Лейтенант А. Качанов, сержант Г. Дьяконов, ефрейтор М. Корнев, рядовой Г. Глухов на спартакиаде воздушно-десантных войск заняли призовые места.

— За мужество и отвагу при спасении людей и ценного имущества семь воинов роты награждены государственными наградами.

Таких строк в книге много. За ними осязаемо встает сплав единомышленников, мужественных людей, каждый из которых вносит свой штрих в общий портрет воинского коллектива. Люди уходят и приходят, а коллектив, как дружная боевая семья, впитывает в себя дела многих — и опыт, и удачи, и помыслы каждого. И каждый находит и видит себя в этой семье.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены