Громов - не чудак. Он вполне прав, когда говорит, что нам нужны хорошо квалифицированные, преданные специалисты, но специалисты, не отгородившиеся китайской стеной от политической жизни.
Тов. Семенко должен признать свою ошибку, иначе ему не место в комсомоле.
Я рабфаковец, бедняк-колхозник, в комсомоле работаю пять лет. 4 марта я вернулся из деревни, где был в отпуске. Там я работал по весенней посевной кампании и коллективизации. Райком ВЛКСМ задержал меня для проведения агроколхозных курсов. Признаюсь, я боялся, что отстану от занятий, но все же остался, учитывая, что для переустройства района грамотных работников не хватает. В рабфаке я также выполняю несколько нагрузок и они не мешают мне успешно заниматься.
Но ведь Семенко служащий. Он не сроднился ни с рабочим на заводе, ни с крестьянином в колхозе. Только поэтому он может говорить о том, что общественная работа пользы не приносит.
Я поднимаюсь на трибуну «Смены» не как свидетель по делу Семенко. Я не хочу судить Семенко. Мне кажется, что Семенко уже сейчас становится анахронизмом. Разумеется, в наших вузах, особенно на старших курсах, немало обывателей, искренне считающих, что для судеб революции зачетная книжка значимей, весомей, нежели партбилет. И все же Семенко - случай нетипичный. Этот сбившийся с пути комсомолец-служащий, не прошедший до вуза школу завода, не в праве представительствовать от теперешних «академистов». Академизм сейчас, как правило, маска. И скрываются под нею люди, которые «в других условиях» охотно поговорили бы и на политические темы.
Вопрос, поставленный Семенко, на деле ставится гораздо проще. О том, нужно ли сочетать академическую учебу с общественно-политической работой, не спорят. Вопрос ставится совсем о другом: о наилучших, наиболее правильных, наиболее целесообразных формах этого сочетания.
Два месяца назад Фрунзенский район, крупнейший вузовский район Москвы, дал старт учебно-производственной эстафете вузов, рабфаков и техникумов. Это - движение, поднимающее на высшую ступень социалистическое соревнование и ударничество. Я хочу привести два примера. И пусть Семенко скажет, мешает эта общественная работа учебе или нет?
Первый Московский медицинский институт осуществляет шефство студентов над «неблагополучными» кафедрами. Шефство это берут совместно: группа, проработавшая уже данный предмет, по собственному опыту знающая о всех сильных и слабых сторонах кафедры, и группа, вновь приступающая к занятиям. И кафедра, и студенты берут на себя ряд обязательств. Образуется своеобразный шефский конвейер: состав шефов все время меняется, но общественная помощь со стороны студенчества идет непрерывным потоком. Так вот, Семенко, как, по-вашему, разве мешает учебе это шефство?
Другой пример. Студенты Химинститута, проходя непрерывную производственную практику на Дегунинском химзаводе, активно участвовали в выдвижении встречного промфинплана. Они ходили по цехам и собирали рабочие предложения, они помогали местным изобретателям оформлять свои подчас коряво выраженные идеи. Это тоже предусмотрено эстафетой: ведь пролетарский специалист должен не только уметь работать сам, он должен научиться искусству возглавлять техническую инициативу масс. Впрочем, может быть, по мнению Семенко - и это вредит учебе?!
Такие вопросы принято называть «ораторскими вопросами». Они не допускают двух ответов. Опыт фрунзенцев наглядно показывает, как в вузовских условиях общественно-политическая работа органически сливается с работой академической. А раз это так, значит, то противоречие, о котором пишет Семенко, в действительности является мнимым противоречием.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.