— Ефросинья Михайловна, — говорю я. — Когда моя мама у вас была вожатой... она красивая была?
— Не хуже тебя... — отвечает Ефросинья. — Вообще ее класс был трудный. Володя Медведев особенно зарывался... Он влюбился в Зою Надеждину... Зоя тогда была совсем другая.
Потом мы молчим, а потом я спрашиваю:
— Ефросинья Михайловна... А зачем вообще нужна любовь? Она секунду молчит, потом отвечает:
— Если поверишь, что нужен одному, — поверишь, что нужен всем.
— Ефросинья Михайловна, почему это так?.. — спрашиваю я. — Человек кричит, а его не слышно?
На это она ничего не отвечает.
— Ефросинья Михайловна... — говорю я. — Представьте себе — один человек полюбил другого... Глубоко и страстно... А второй уехал на год в далекий город... А у первого был секрет — он часы переставил вперед на два часа... чтобы жить в одном времени со вторым...
Я начинаю задыхаться, как будто нырнула глубоко и никак не могу выплыть наверх.
— ...И вдруг первый узнает... что тот, второй... хочет жениться на ком-то... Как должен поступить первый?
Ефросинья думает, потом отвечает недовольно:
— Первый, второй, третий... Как на параде. А кто этот второй?.. Ладно, не спрашиваю... Рецептов тут нет... Дело решают взгляды на жизнь... Взгляды на жизнь этого, первого.
— Взгляды! — говорю я. — Любят не за взгляды!
— Ты знаешь... в конечном счете любят все-таки за взгляды. Взгляды — это не только речи, которые ты произносишь. Этому можно научиться. Взгляды — это вся ты, вся твоя повадка, способ общения с людьми... жадный ты или готов поделиться, терпимый ты или фанатик с белыми глазами. Чего ты больше боишься — что тебе будет плохо или твоему другу?..
Сидим на скамеечке, пух летит. А мы сидим и думаем.
— Ему не может быть хорошо, — говорю я упрямо, — ...если мне плохо.
— Ты уверена в этом?
— Уверена...
— Хорошо... — устало говорит она. — Тогда скажи ему об этом.
— Скажу...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Фантастический роман. Окончание. Начало см. в №№ 5 — 9, 11. 12.