- Вечно наш завклубом что - нибудь выдумает...
- Огородники в три раза больше дохода дали, а почёта никакого.
- Неправда! - завклубом говорил громко, чтобы его слышали не только огородники. - Прошлых успехов мы не забываем. И вы в передних рядах насиделись вдоволь. Дайте и другим... Петро Гнатович! - крикнул он Кожухарю. - Проходите со своими людьми вперёд. Сейчас начинаем.
... Спели кантату о Сталине, затем «Из - за гор да гор высоких...» Голоса молодых артистов звучали с такой силой, что, казалось, на сцене, под украшенным вышитыми полотенцами портретом Генералиссимуса, стояла добрая сотня хористов.
Не все слова разбирает мать, но счастье до краёв переполняет её сердце. Ярослава, как и все девушки в хоре, в гуцульском праздничном наряде. В лучах «юпитера» сверкает, переливается огнями монисто, самоцветами играют цветистые веночки, лукаво светятся юные глаза...
Павло Горецкий с укором поглядывает на Филиппа, словно говоря ему взглядом: «Довольно крутить! Наведи на центр и держи. На центр!» - потому что там Ярослава...
Уже не только мать отчётливо различает среди других голосов голос дочери. Ярослава запевает.
Пели «Верховино, свiтку ти наш». Сначала казалось, что песня, как ласточка с неокрепшими ещё крыльями, низко кружит над родной горной равниной. Но вот она рванулась в высоту; ветер - богатырь хочет остановить её, бьёт с силой в грудь, а она всё выше и выше... Весело песне - ласточке, любо под солнцем, потому что она окрылённая!
Долго гремят аплодисменты... «Юпитер» во время перерыва бросил свет на первый ряд. Мария Фёдоровна прикрыла глаза рукой. А парторг Семён Дашко шепчет ей на ухо: «Это уже вам, как матери, аплодируют. За дочку благодарят. Не ваш ли, Мария Фёдоровна, талант к Ярославе перешёл?..»
На сцене появилось пианино. Юноша в очках сел к нему, взял несколько аккордов... Из - за кулис вышел конферансье.
- Дипломантка вокального факультета Львовской государственной консерватории...
Длинное чёрное платье сделало Ярославу совсем непохожей на ту сельскую девушку, какой видели её яровчане в первом отделении концерта. Шею уже не закрывает монисто, и на чёрных, выложенных венком волосах никаких украшений. Только на груди, у сердца, брошка - ласточка, широко раскинувшая в полёте белые стрельчатые крылья...
Ох, как сладостно защемило в груди Павла Горецкого, увидевшего свой подарок!
Строгая, задумчивая стоит Ярослава перед притихшим залом. Вот она послала лёгкий кивок головой пианисту - и полилась весенним ручейком музыка...
- Чайковский! - торжественно прошептал парторг Семён Дашко Марии Фёдоровне.
Самые тонкие оттенки человеческих чувств переливаются в голосе Ярославы, каждое слово её звучит с чарующей простотой и задушевностью.
Новая песня, полная страсти, - ария Параски из «Сорочинской ярмарки». С каждым вдохом нарастает захватывающая мелодия. Глаза Ярославы сияют, как звёзды, струясь лучами искреннего чувства... И кажется Семёну Дашко, что вот так ясно и звонко должен начинаться в Яровцах каждый день - юный, солнечный, пахучий...
Но как он не догадался, что понадобятся цветы? Парторг Семён Дашко чувствует себя виноватым в том, что их сейчас нет.
А вокруг буря ликующих восклицаний и аплодисментов. Все встали с мест, устремились вперёд, к сцене. Хочется ближе увидеть чародейку Ярославу - счастливую дочь счастливой матери.
Ярослава, взволнованная и радостная, искала взглядом в бушующем восторгом потоке своих односельчан лицо Павла.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.