Будущие моряки

Иван Гайдаенко| опубликовано в номере №556, июль 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Только начинает светать. Лёгкий накат шуршит в прибрежной гальке. Море дышит ещё прохладой ночи, а первые чайки уже покидают свой приют в скалах Отрады.

Ранний час, но Павел Антонович Буйке уже не спит. Он стоит на пристани водной станции Досфлота и в сизой дымке разглядывает силуэты проходящих мимо судов. Одни из них возвращаются с далёких, чужих берегов в родную Одессу, другие уходят за Босфор, в океаны. Глядит вдаль бывалый боцман и узнаёт по трубам, по расположению мачт, по обводам кормы и носа имена кораблей. Он вспоминает свои походы в дальние плавания - вспоминает, но не грустит. Павел Антонович не расстался с любимым морем, с родным флотом. Правда, он теперь не на палубе океанского судна, не ходит в заморские страны, но работы у него, пожалуй, не меньше, чем на любом корабле.

В его хозяйстве больше десятка мелких судов - шлюпок, шверботов, гребных и моторных катеров - учебных судов Досфлота.

Вся флотилия, выстроенная сейчас вблизи берега, в любой момент готова выйти в море: отремонтирована, покрашена и оснащена. Всё это сделано руками будущих моряков.

Спустя полчаса туман над морем рассеивается. Солнце поднимается всё выше и выше. На сигнальной мачте станции взмывает флаг. В порту начинается рабочий день. Из города к пристани Досфлота прибывают молодые рабочие фабрик и заводов, студенты, школьники. Здесь, на станции, они проходят азы морской науки.

Начальник станции Валентин Иванович Кидалов и инструктор Всеволод Стренковский - демобилизованные офицеры флота - знакомят начинающих с устройством шлюпки, с её свойствами и мореходными качествами. Другие группы досфлотовцев тренируются по азбуке флотского семафора, по бросанию конца, по плаванию. Более подготовленные спускают на воду гребной катер, вскакивают в него и по команде инструктора Бориса Швеца чётко и организованно разбирают вёсла.

- Вёсла... на воду!... Раз... два - а!...

Дружно устремляются вёсла к носу катера и опускаются в воду. Загорелые тела гребцов откидываются назад, загребая веслом упругую воду. Катер легко скользит по мелкой морской ряби.

Борис Швец, моторист одного из заводов, совсем недавно в числе одиннадцати досфлотовцев сдал экзамен морской комиссии и получил удостоверение старшины шлюпки с отличными оценками по всем предметам. Теперь он сам обучает других мастерству.

... В то время, когда на берегу и в открытом море на шлюпках полным ходом идёт практическое обучение моряков, на озере парка Победы рабочая и учащаяся молодёжь сдаёт нормы по плаванию, в бухте молодые рабочие с увлечением изучают водолазное дело.

Несколько часов назад в бухту пришло судно. Руководитель водолазного кружка Дмитрий Иванович Кушнир командирует под воду молодого рабочего - будущего водолаза Владимира Мужанского. Через несколько минут разведчик в скафандре возвращается на палубу водолазной станции. Он докладывает, что в корпусе судна обнаружены отставшая латка и несколько выпавших заклёпок. Теперь он опускается под воду с двумя своими товарищами: Виктором Скворцовым и Евгением Паламаром. Они увлекают с собой аппарат подводной электросварки и в порядке практики ремонтируют корпус судна.

... В испытательном бассейне Института инженеров морского флота сегодня многолюдно. Здесь собрались учёные, преподаватели института и моделисты - члены Досфлота. Николаю Тихоновичу Орехову, старейшему рыбаку Черноморья, 64 года; он готовит на всесоюзную выставку самодвижущуюся модель лидера эсминцев. А Жене Митяхину, ученику 6 - го класса 105 - й школы, всего лишь 15 лет; он тоже готовит модель - подводной лодки. И тому и другому интересно посмотреть испытания самодвижущейся модели морского буксира, управляемого по радио.

Небольшая модель плавает у стенки бассейна. Где-то, в одной из комнат, находится радиопередатчик. Радист нажимает ключ, и миниатюрный приёмник, установленный на модели буксира, самостоятельно включает электромоторчик - двигатель буксира. Заработал винт, модель, пересекая бассейн, идёт к противоположной стенке.

После испытаний завязываются беседы. Старшина портового катера Николай Масляндзов рассказывает о своей конструкции модели глиссера. Моделисты Досфлота обмениваются опытом. советуются, делятся своими планами на будущее.

На кораблях, идущих в море и стоящих в Одесском порту, с не меньшим напряжением учатся досфлотовцы - моряки. Повышают свою квалификацию, совершенствуются штурманы и радисты, мотористы и электрики, матросы и боцманы. Они готовятся сдать завтра экзамены на штурманов, на механиков, на старших радистов.

В клубе и кружках Досфлота морские отставные офицеры М. Иванов, В. Рябцев, Г. Дрыкин читают лекции о русских флотоводцах, о приоритете русской науки в кораблестроении, о русских открытиях в Антарктике.

Каждый день интересной, напряжённой учёбы приносит будущим морякам новые знания.

... А вечерами, когда серебряная дорожка луны колышется на морской глади, окрепшие, загорелые юноши поднимаются от моря в город. Они идут с мыслями о завтрашнем массовом ночном шлюпочном походе Одесса - Дофиновка. Этот поход посвящен Дню Военно - Морского Флота и станет боевым экзаменом досфлотовцев Одессы, проверкой их знаний теории и практики, морской смётки и сноровки.

Это будет завтра, а в мечтах многих людей вырисовываются дни чуть отдалённого будущего: морские просторы и бороздящие океаны корабли...

И сколько среди них будущих штурманов и механиков, матросов и капитанов, будущих мореплавателей могучей морской советской державы! Они оглядываются на море. Его даль переливается серебром, манит, зовёт.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены