Лекции. Семинары. Строгий декан. Спокойная тишина занятий и шумливые разговоры на переменах - словом, обычный факультет обычного вуза. Только в аудиториях тесно от гипсовых фигур, загромоздивших углы, многочисленные стеллажи, столы, да в крохотной комнатке деканата нет обязательных шкафов, набитых курсовыми и дипломными работами. Зато полки тесной кладовой в конце коридора пестреют разнообразием цветов и оттенков - золотая роспись Хохломы, пастельных тонов керамические кувшины, брызжущие чистотой красок федоскинские шкатулки, современных рисунков ковры, пледы, дорожки... Это и есть дипломные работы студентов художественно-технологического факультета Московского технологического института Главного управления бытового обслуживания при Совете Министров РСФСР.
Московский технологический молод. Всего шесть лет назад пришли в аудитории его художественного факультета первые студенты, люди с солидным стажем работы на художественно-промышленных предприятиях. Недавно они разъехались по стране преподавателями училищ, художниками, главными инженерами и руководителями художественных мастерских, ткацких фабрик, ателье. Заместитель декана Валентина Ивановна Николаева достает с полок наборы токарных игрушек: оригинальных смешных зверушек, забавных человечков, пышных матрешек, расписанную по народным мотивам посуду, ювелирной работы сувениры, вспоминает их создателей - первых выпускников.
Через два года факультет выпустит специалистов нового профиля - модельеров одежды и текстильщиков - мастеров по выделке ковров, художников по росписи тканей. А пока... Рабочий день студентов-технологов загружен до предела - лекции по общеобразовательным предметам, уроки по рисунку, живописи, композиции, конструирование новых моделей одежды, швейное, ткацкое дело. Но для будущих законодателей моды умение кроить и шить не главное. Есть в учебном плане дисциплина, которую ни в каком другом институте не преподают. Называется она несколько необычно - «наколка на ткань». Наколоть на ткань - значит, придумав оригинальный фасон, сконструировать платье прямо по фигуре, не делая бумажных выкроек.
Весной и летом сотни заявлений ложатся на стол декана факультета Сергея Михайловича Буданова. В каждом одно: «Прошу принять...» Но лишь сто счастливых будут ходить на лекции, с завидным упорством биться над каждым эскизом, подолгу сидеть над мольбертом, пристально вглядываясь в натуру, а потом, незадолго до начала сессии, волнуясь, готовить все сделанное за семестр к экзамену по специальности. Аудитория тогда станет похожей на выставочный павильон - завешанная рисунками, эскизами, набросками.
После экзаменов пустеют аудитории. Целый месяц на факультете царствует тишина - студенты разъезжаются по стране. На прибалтийских ковровых фабриках и в знаменитом Федоскине, на фабриках игрушек в Загорске, в Нальчике, в уральских городах проходят они производственную практику. Ткут ткани и ковры, вытачивают и расписывают шкатулки, сервизы, вазы. Зачастую образцы, выполненные руками практикантов, ни в чем не уступают работам профессиональных художников. А некоторые - и это высшая оценка - экспонируются на выставках изделий прикладного искусства во многих республиках Советского Союза и за рубежом.
Сто выпускников художественно-технологического факультета придут скоро в дома моделей и ателье, на фабрики и в мастерские. В дипломах у них будет написано стандартное: «Присвоена квалификация художника-технолога». А профессия их называется радостно - конструкторы красоты.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.