Маяковский долго и упорно боролся конструктивизмом. Борьба эта имела не мелочный, а сугубо принципиальный характер.
Острый действенный стих Маяковского, каждая строка которого насыщена глубоким политическим содержанием, несравненно ближе пролетарской поэзии, чем «эпические полчища» (Сельвинский) конструктивистов, с начала до конца пронизанных деляческим восприятием Октября.
Голый техницизм, воспевание машины, взятой изолированно от классовой практики пролетариата - вот характерная черта поэзии конструктивизма, отражающей социально - политические тенденции мелкобуржуазной технической интеллигенции. Эти деляческие мотивы ярко выражены в творчестве вождя школы конструктивистов И. Сельвинского. В период развернутого наступления социализма по всему фронту, сопровождающегося обострением классовой борьбы в стране, нужно безжалостно разоблачать и критиковать деляческие, антипролетарские позиции конструктивизма.
Задача разоблачения позиций конструктивизма диктуется главным образом тем, что его поэзия имеет значительное влияние на массы писательской молодежи. Учеба у конструктивистов может дать и уже дает только отрицательные результаты. Прав был Маяковский, когда говорил, что конструктивизм - «это самое вредное из всех течений в применении к учебе, какое можно себе представить».
Всяческим попыткам смазать реакционную сущность конструктивизма должен быть дан решительный отпор. Такой отпор со стороны рапповской общественности и «Комсомольской Правды» совершенно заслуженно получил А. Селивановский, который умудрился проглядеть мелкобуржуазное нутро конструктивистов и увидеть в их творчестве лишь «насыщенность содержанием, социально - философскую проблематику и плодотворные технические поиски» («на литературном посту», № 5 - 6, 1930 г., стр. 10).
Совершенно не случайно Маяковский в последний период своей жизни, сделав решительный поворот в сторону пролетарской идеологии, жестоко обрушился на конструктивизм. Критика Маяковским творческих позиций конструктивистов стоит на классовой пролетарской основе. Маяковский совершенно правильно увидел «коренную ошибку конструктивизма» в том, «что он вместо индустриализма преподносит индустряловщину, что он берет технику вне классовой установки».
В борьбе Маяковского с конструктивизмом мы всецело на стороне Маяковского. Приближение конструктивистов к пролетариату возможно лишь через решительный их отказ от деляческих мелкобуржуазных установок. Конструктивисты должны целиком и полностью капитулировать перед пролетарским творчеством Маяковского последнего периода.
Между тем уже сейчас кое - кто склонен представить конструктивистов единственными наследниками Маяковского. Об этом нам под шумок напоминают и сами конструктивисты. В стихотворении, посвященном смерти Маяковского («Звезда», № 8, 1930 п.), Илья Сельвинский, принимая гордую позу, восклицает, обращаясь к поэту:
Я принимаю твое наследство,
Как принял Испанию французский король.
Мы должны со всей решительностью заявить, что конструктивисты ни в коем случае не являются «наследниками» Маяковского. Их творческая практика наглядно показывает, что никаких оснований для получения мандата на наследство Маяковского у них нет.
Мы будем приветствовать каждый шаг конструктивистов в сторону пролетарской идеологии, но великое революционное наследство Маяковского принадлежит только пролетарским писателям, пролетарскому писательскому молодняку, которые будут учиться у Маяковского делать поэзию мощным, действенным оружием в борьбе пролетариата с классовым врагом за полную победу социализма.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.