Комсомол в кривом зеркале

А Брыкин| опубликовано в номере №210-211, декабрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Два аршина ситца Самый модный цвет, Юбка не годится, Платья тоже нет.»

Болтовня подружек: «Бросил - полюбил», цеховое собрание, где о полотенцах и о выборах в завком. Где же дело, за которое стоило бы пойти хоть в огонь и которого ждала она с тех пор, как перестала верить в бога».

Подобная обрисовка рабочих, рабочего быта является по существу троцкистской. Только меньшевики и троцкисты могут утверждать о том, что у рабочего нет перспектив, что в Советском союзе его жизнь не улучшается, что он раб машины и т. д. Утверждать подобное может только классовый враг, упорно пренебрегающий всеми фактами реальной действительности, которые наголову разбивают клевету троцкистствующих литераторов типа Вигилянского.

И. Бражнин в книге «Мяч и солнце» искажает важную социально значимую тему о физкультуре. Социально классовое лицо советской физкультуры совершенно не дано. Физкультура приравнена в романе к буржуазному спорту. Бокс в повести - не средство воспитания воли, тела, боевых качеств бойца, «а нечто атавистическое, купанье в «волнах звериного инстинкта». Боксер работает не по техническим законам, а двигается «звериным инстинктом и расчет его исходил не из тонкостей разученного искусства, как у противника, а из мышечного ощущения».

Сплошные описания состязаний и полное отсутствие показа классового характера на - шей физкультуры, связи физкультуры и производства, интернационального характера нашего спорта. В книге звучит проповедь аполитизации.

Для «идеологической выдержанности» несколько фраз об организации рабочего кружка на заводе и «пафосная», приспособленческая концовка. «Игра будет доиграна на парижских мостовых, в советских копях, на шанхайских концессиях, и мы побьем».

Еще более важную и острую проблему разрабатывает Л. Сергеев в «Медном колчедане» - шахта, комсомол на шахте, борьба с вредительством, с чужаками в комсомоле.

Но все это либо смазано, либо опошлено автором. Центр повествования - любовно - уголовная интрига.

Жизнь шахты, работа комсомола - обо всем этом читатель ничего не узнает, зато автор подробно рассказывает о том, как негодяй и прохвост Вертков, которого никто из комсомольцев не знал, стал секретарем ячейки...

Ведет Вертков себя откровенно и все же его удивительно долго терпят, только после уголовщины его снимают. Комсомол в повести - серая и безличная организация. Есть «примерные» комсомольцы, но Верткова, негодяя и авантюриста, они удивительно долго терпят. В повести есть некая обывательствующая табельщица Таня, она индивидуалистка, презирающая комсомольскую этику и т. д., но именно она первая «раскусила» Верткова. Ее спрашивают: «Почему ты не в комсомоле?» Она отвечает: «У вас много отрицательного, вы с этим не боретесь» и т. д. И у читателя создается впечатление, что Таня права, ибо она же учит Владимира (сменившего Верткова) стойкости, возбуждает у него волю к борьбе. Таня в повести более положительный тип, нежели большинство комсомольцев.

Производство и рабочий быт у Сергеева лишь фон для развития шаблонной любовно - уголовной интриги. Производственный материал опошлен, схематизирован. Автор «Медного колчедана» разрешил свою тему на манер бульварного романа. Здесь неясные и таинственные намеки на связь Верткова с вредителями, здесь и толпа, самосудом расправляющаяся с вредителями. Вместо показа подлинной действительности - автор дал бульварный роман... из комсомольской жизни. Отсюда все качества!

Классово враждебная, халтурная и приспособленческая литература о комсомоле должна получить единодушный и дружный отпор. Больше внимания комсомольской тематике! В художественных образах дать разоблачение враждебной литературе, противопоставить книгам Гора и Тарасова, и иже с ними, наши вещи, дающие верную картину действительности. А имеем ли мы сейчас такие произведения, скажем, о вузе, о школе? Прорыв на этом участке должен быть ликвидирован.

Нужно активизировать нашу конкретную газетно - журнальную критику. Ряд произведений того же Тарасова, Рахманова, Гора и др. прошел мимо критики. Нужна углубленная боевая критика, необходимо беспощадное разоблачение классово враждебной литературы, зачастую прикрывающейся «идеологическими концовками».

Кроме того, рабочие комсомольской ячейки, партийная критика должны гораздо ближе включаться в работу издательств - нужно разоблачить и вскрыть классово враждебный характер того или иного произведения до выхода в свет. «Сомнительные» рукописи выносить на суд рабочих, литературных кружков, комячеек, ударников, призванных в литературу и т. д.

Нужно неустанно и до конца разоблачать тонко маскирующегося классового врага.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены