Как живет и работает коммуна восьми комсомолок
В ОБЫЧНОМ, большом и многоэтажном дворе по Баумановской улице № 13 - 15 приткнулось облупленное, посеревшее одноэтажное здание. Там - коммуна.
Их восемь неунывающих, смешливых комсомолок. Они работают на чулочной фабрике имени Баумана, указывают и помогают.
Фабрика - большой женский рабочий мир. 500 - 600 человек и почти все женщины. Редко, когда увидишь усатого мастера. Женщины. Старые и молодые. Тут свои нужды, мечты и желания.
Есть работницы, у которых все помыслы, все часы после трудового дня уходят на «пудру», на «гулянья», на «роковую встречу» у трамвайной остановки, на чтение романов с «трагическим концом и убийством». С этими явлениями борются, указывают, дают полезные книжки, надо, ведь, над каждой отсталой работницей работать, надо войти во все мелочи этого огромного женского мира.
Это - обычная работа. Но коммуна, жизнь на коммунистических началах, заставила всю фабрику говорить, перешептываться, посмеиваться, подтрунивать над 8 пионерками нового быта. Да, как же они будут жить и делиться всем сообща? Старых работниц это приводит в смущение. Многие из них не верили, что коммуна будет жить.
В первый месяц Московской осени, в сентябре, по инициативе партийной и комсомольской ячеек была создана коммуна «Ленинский закал».
Восемь. Они утверждают, что их будет больше. Надо расширить помещение, тогда можно будет показать не только одной фабрике, а целому району, как надо по настоящему жить.
После работы начали заходить на несколько минут работницы. Всякие. Старые и молодые. Заходили. Осматривали. Щупали постели. Смотрели. Вначале поражали чистые наволочки, простыни, скатерти, пол, стены в темных обоях, скромно по вешенные портреты вождей, осторожно выспрашивали про хозяйство. Особенно долгую, холодную зиму запасены дрова картошка и пр.
Хвалили за образцовое ведение хозяйства, за чистоту. Без всяких «подходов» говорили, что живут девчата по - человечески, как надо жить рабочему люду, и где какая - нибудь работница у себя упрекала дочку или сына в чем - нибудь она ссылалась на восемь славных и хороших комсомолок, что живут сообща, что учатся и сидят над газетами, по вечерам, компанией и чутко слушают читающего вслух товарища.
Входили работницы с недоверчивыми усмешечками, улыбочками, думали видеть жилище вверх тормашками, грязь, равнодушие, безразличии, а оказалось, наоборот, и выходили работницы пораженные и радостные. Переговаривались.
- Не ожидала от девчат такого. Да... - Что ж? Молодые старых учат...
- Времячко ноне другое!...
Все разговоры в таком духе. Для коммунарок открытая похвала старых работниц - лучшая похвала. Восемь на этом не останавливаются, надо идти дальше, выпрямлять свой быт, устранять всякие преграды, недостатки. Собираясь каждую неделю, они говорят о прожитом, говорят о настоящем и задумываются над будущим. Коммуна не живет своим мирком, каждое решение, каждое крупное дело, каждое собрание коммуны проходит при представителе партийной или комсомольской ячеек.
Все они на активной комсомольской и советской работе. Из них: Члены бюро ячейки РЛКСМ................. 3 чел. Секретарь фабкома..1
Работает в райкоме РЛКСМ................ 1
Цехорганизатор...... 1
Достаточно. Они очень молоды. В смехе, в работе, ну, во всем чувствуется молодость. Не у всех у них большой, пропахший порохом прошлых лет, стаж, но у всех у них, несомненно, большое желание быть хорошими ленинцами. В комсомоле:
с 1921 г.... 2 чел.
1922.... 1.
1923.... 1.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Итоги советского хозяйства за последний год