Мать Джимми Рандала всегда говорила, что ее сын рожден коммивояжером. Сидя после сбора урожая за стаканом сидра, купленного у Джимми, соседи божились, что нет такой вещи во всем каталоге, которую Джимми не сумел бы продать.
- И притом с выгодой! - добавлял дядя Оливер после глубокой затяжки. - Чертовски много можно заработать торговлей! Будущее страны и каждого ее обитателя зависит от торговли. Торговля - это дело! - заявлял он, размахивая своей трубкой.
Джимми Рандал разъезжал по всему северо - западному Агавашскому району, продавая щетки, ремни для правки бритв, кухонные гарнитуры, собирая подписку на газету «Платта» и полное собрание сочинений Скотта, Диккенса, Твена...
Когда начали распространяться электрические приборы, Джимми одним из первых стал продавать электрические пылесосы, электроутюги, плитки, точильные станки...
Всюду у Джимми были знакомые. Он помнил, кто, какую вещь купил у него прошлой весной, сколько должны, если купили в рассрочку, и какую вещь предложить им в следующий раз.
Некоторые фирмы давали, кроме комиссионных, еще и премии. У Джимми всегда был полный список этих фирм. За продажу 100 бутылок восстановителя для волос (дешевка - 25 центов за бутылку!) Джимми получил настоящий охотничий нож стоимостью в 7 долларов и 25 центов. Кроме ножа он получил в разное время 2 альбома для марок всего мира, 4 складных ножа, 2 бейсбольных биты, запонки из чистого серебра и массу других полезных вещей.
И все это, не считая денег! Потому что, кроме всего этого, Джимми получал от представляемых им фирм комиссионные за каждую штуку проданного товара, и скидку, и все, что получает энергичный, предприимчивый коммивояжер.
- Торговля - это дело! - говорил дядя Оливер. - Она необходима нашей стране!
И Джимми помогал торговлей стране, не забывая при этом себя.
Все 4 года после окончания школы Джимми торговал.
Сперва он работал продавцом в магазине скобяных изделий Платта; затем взялся продавать книги. На старом форде, нагруженном книгами, он изъездил весь район вдоль и поперек. Жители стали даже поговаривать, что достаточно пополнили свое образование, - кому нужно так много книг?!.
Одно время Джимми продавал кур, вскормленных исключительно на витамине «Ц». Но в конце концов произошел скандал, которому способствовала появившаяся в газете язвительная заметка. В ней говорилось «о некоем молодом, известном в наших краях коммивояжере, который продает кур с лекарством внутри. Конечно, яйца от этих кур, - говорилось дальше в заметке, - должны обладать способностью излечивать ревматизм, катаракты, головные боли и болезни щитовидной железы...»
После этого Джимми вернулся в скобяной магазин, в свободное время подрабатывая продажей дезинфекторов «Олд Тар».
Но настали тяжелые времена. Фермеры не могли продать свой урожай. Люди ходили голодные, безденежные. Скот худел, падал... Старый джиммин форд стоял в сарае со спущенными шинами, потому что цены на бензин здорово повысились. Правительство поговаривало о сокращении урожая. Фермеры говорили, что не могут понять, каким образом может страна идти к восстановлению, ничего не сея, как это советуют газеты. Когда приезжали коммивояжеры, то фермеры говорили, что ничего не могут купить, пока не продадут свой урожай по приличной цене, и коммивояжеры уезжали несолоно хлебавши.
В один из таких мрачных дней Джимми увидел объявление о созыве в Индианополисе съезда коммивояжеров. Он не стал терять времени, получил рекомендательное письмо от фирмы Платт: «Джимми Рандал является лучшим коммивояжером района»... - и известил все прочие фирмы, что он, Джимми Рандал, будет представлять на съезде коммивояжеров местный рынок.
- Я считаю, - говорил он дяде Оливеру, - что этот съезд поможет мне связаться с большими фирмами. Посмотрите, как я буду тогда торговать! - кричал Джимми. - Я буду продавать все! Все! Я приведу страну к богатству!...
... И вот, наконец, настал день открытия съезда.
Первая фраза десятиминутной речи Джимми была произнесена при явном одобрении всего съезда:
- Все в порядке! - вскричал Джимми. - Все абсолютно в порядке в нашей великой стране!
Тысячи коммивояжеров встали со своих мест, и мощное «Ура!» потрясло здание, где происходил съезд.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
День в центральном музее В. И. Ленина
К 60-летию со дня смерти Н. А. Некрасова