Будь она так же прекрасна, как ее младшая сестра, или так же умна, как сестра средняя, выйди она замуж по взаимной любви за особу хоть бы даже королевской крови – она все равно осталась бы неизвестной и никому не интересной русской женщиной Екатериной, урожденной Гончаровой. Но она вышла замуж за родовитого (но не слишком) французского барона и осталась в веках как… жена убийцы. Ибо её обожаемый до самозабвения супруг, Д'Антес, барон Геккерн, смертельно ранил на дуэли не просто русского дворянина, а великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. И Екатерина Николаевна, Катрин, Коко, до самой смерти носила на себе клеймо «жены убийцы» и страдала оттого, что родные отказались от нее.
Точно в старой сказке – «жили-были три сестрицы…». Жили они вместе со старшим братом, властной, непредсказуемой матерью и сумасшедшим отцом в Калужской губернии, в обширном имении со странным названием Полотняный Завод, где был огромный парк с оранжереями, прудами и известным на всю губернию конным заводом. Явно богатое поместье, но все три сестры могли рассчитывать на очень скромное приданое - матушка не любила выпускать деньги из своих рук. Хотя на образование дочек не скупилась. Как и всех барышень тех времен, их учили специально нанятые учителя и гувернантки - французскому языку, танцам, истории и изящной словесности. По-французски все три барышни Гончаровы изъяснялись безукоризненно, танцевали – легко и грациозно, но историей интересовалась лишь средняя – Александрина, старшая Катрин очень много читала - в усадьбе была огромная библиотека, а еще слыла замечательной наездницей. И Александрин, и Катрин прекрасно играли на рояле. И только младшая Натали была просто красавицей, равнодушной к чтению, музицированию, даже к верховой езде, вдобавок, похоже, невеликого ума, о чем сохранилось немало свидетельств современников.
Красоту, а также имя, младшая дочь унаследовала от матери – прекрасной фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны Натальи Загряжской, прославившейся многочисленными романами при дворе и стремительным выходом замуж за Николая Гончарова, молодого дворянина во втором поколении, чья семья владела бумажной фабрикой в Полотняном Заводе. Брак был достаточно удачным до тех пор, пока Николай Афанасьевич, страстный лошадник, не получил ушиб головы, решив объездить норовистую лошадь, и не потерял рассудок.
Он был вполне безобидным сумасшедшим, только его жене, привыкшей к безделью и роскоши, пришлось взять в свои руки управление всем имением, включая конный завод и знаменитую фабрику, поставлявшую, между прочим, бумагу императорскому двору. И без того вспыльчивая, властная и гордая, Наталья Ивановна вскоре сделалась настоящим тираном не только для крепостных, но и для домашних: три дочери частенько выходили из комнаты матери с красными щеками и заплаканными глазами. Пощечины миновали только сыновей, которых, кстати, тоже было трое.
Жить все время под материнским гнетом трем гордым барышням было тяжело. Они подрастали, их вывозили на балы: в Калугу, в Москву. Но ни Катрин, ни Александрина красотой не блистали, немногих возможных женихов отпугивало мизерное приданое и… будущая теща, которая стала частенько прикладываться к рюмочке и «амурничать со всеми лакеями».
И вдруг – как гром среди ясного неба – пылкое, напористое, сметающее все преграды сватовство знаменитого поэта к младшей сестре. Нужды нет, что не слишком богат, к тому же, совсем не красив. Зато обещал забрать к себе в Петербург и старших сестер жены, только бы грозная Наталья Ивановна смилостивилась и отдала за него прекрасную Натали. Кто же мог предположить, какой дьявольский узел завяжется в этой семье по прихоти судьбы!
Полный текст читайте в № 10, 2012
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Картина «Плот «Медузы»
Картина «Мастерская художника на улице Кондамин»
На территории бывшего хрустального завода создается творческий кластер