Мастер

Александр Ивич| опубликовано в номере №629, август 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Воскресным вечером в Рубцовске, на Алтайском тракторном заводе, было гулянье: десятилетие завода совпало с окончанием большой, сложной работы - безостановочного перехода с выпуска керосиновых тракторов на дизельные.

Широкими цепочками, пересмеиваясь и поглядывая на встречных, шли девушки. Парни, пока не начались танцы, держались отдельно. Инженеры и мастера неторопливо прохаживались с принарядившимися по - праздничному жёнами, вспоминая, как неприютно здесь было одиннадцать лет назад, когда они приехали сюда налаживать новый завод: непролазная грязь на месте нынешнего нарядного проспекта, голая степь вокруг заводских зданий, неустроенная, бивуачная жизнь.

А теперь смотри, как разрослись посаженные молодёжью в День Победы тополя! Крепкие, свежие, они широко разбросали ветви и тянутся ввысь удивительно быстро, как те юноши и девушки, что их сажали. Кажется, вчера только - одни робко, другие задорно - приходили подростки из окрестных колхозов и городков в недостроенные цехи. Пришлось с ними горя хлебнуть. Теперь они мастера, отцы семейств.

Думает о прожитых здесь годах и двадцатитрёхлетний мастер Алексей Широкорад. Улыбается широкой, весёлой улыбкой. Сейчас даже вспомнить ему странно, как девять лет назад он впервые пришёл в моторный цех, тогда ещё низкий, тёмный, ютившийся во временном помещении, я мастер сборки, кинув на него равнодушный взгляд, сказал:

- Куда мне таких? Ещё из детского сада пришлют! Иди, иди, мальчик, не путайся под ногами.

А Лёша тогда уже кончил семилетку. Роста он был небольшого, худенький, но задира. Нахлобучив шапку, Широкорад наскоро придумывал, как бы пообиднее ответить мастеру. Но он не успел и рта раскрыть: его взял за плечо и повернул к себе мастер соседнего участка.

- Хочешь работать? Пойдём. Меня зовут Михаил Михайлович. Слесарить согласен?

Лёша кивнул головой.

На следующий день он оформился учеником в отделение сборки моторов. Мастеру Лёша уже через неделю изрядно надоел: всё приставал с расспросами. Ему поручили завинтить гайки в собранном узле, а он тут же начинал допытываться, для чего нужен узел. Ему поручили одну из операций оборки водяного насоса, а Лёше нужно было узнать принципы работы насоса и способ обработки деталей, которые он собирал.

Время было военное. Завод только налаживался. У мастера - тысяча забот, ежеминутно возникают дела, которые нужно решать сразу. А тут чуть не каждые полчаса подбегает паренёк с вопросом, не имеющим никакого отношения к сегодняшней работе. Да и вопросы такие, что двумя словами «е отделаешься.

Михаил Михайлович понимал, что люди, которые пускали в тот год Алтайский завод, - харьковские и Сталинградские тракторостроители - закваска будущих кадров. Эти юноши и девушки, приходившие на завод из железнодорожного посёлка я окрестных колхозов, приезжавшие из горного, из степного Алтая и удивлённо глядевшие на самый обыкновенный токарный станок, через десять лет будут хозяевами в цехах. Нужно их вырастить.

И мастер терпеливо отвечал на вопросы, посылал Лёшу в библиотеку. Литературы о тракторах было мало. Но Широкорад нашёл несколько книг о производстве автомобилей, изучил их, чтобы разобраться в значении и принципах работы каждого узла, каждой детали, с которыми ему приходилось иметь дело.

Через год он уже был инструктором, помощником мастера по вводу в рабочий строй учеников.

Нелёгкое это было для него дело. Инструктировать приходилось не только таких же подростков, как он, но и взрослых. Попробуй - ка у них завоевать авторитет, когда голос то и дело сбивается с баритона на дискант. Но Лёша не давал спуску ни себе, ни другим. Когда он потребовал у взрослых рабочих, чтобы они не курили на сборке, его распоряжение встретили таким весёлым смехом, что инструктор побежал выплакаться в тёмном углу. Но он не сдался. На следующий день повторил своё требование. Пригрозили побить.

Он пошёл к мастеру. Тот, занятый другим, сказал:

- Да брось ты пустяками заниматься!

Лёша пошёл к старшему мастеру. И тот подтвердил распоряжение да ещё заставил рабочих извиниться перед инструктором Широкорадом.

Был в отделении подросток, которого никак нельзя было приучить к чистоте. Ходил грязный, в рваной спецовке, и вокруг его рабочего места всегда валялось невесть что. Откуда только бралось столько хлама? На «пятиминутке» решили привести молодчика в человеческий вид. В час обеденного перерыва, когда тот по привычке заснул, принесли тёплую воду, мыло и оттёрли с него грязь в принудительном порядке. На операцию сбежалось смотреть всё отделение, и смущённому пареньку пришлось принять десятки поздравлений. После обеда он уже сам прибрал своё рабочее место.

Даже такие незначительные эпизоды помогали скрепить коллектив.

Но Лёша после первых успехов начал петушиться и совсем по - мальчишески задрал нос.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены