ЕСЛИ ВЫ ВОЗЬМЕТЕ карту количества осадков и распределения наиболее дождливых месяцев, то вы увидите, что Москва лежит как - раз посредине той области, в которой больше всего дождей бывает в июле месяце, а за год выпадает от 30 до 60 сантиметров атмосферных осадков. Что же такое эти 30 сантиметров осадков?
Это значит, что если бы вся вода, выпадающая над Москвой в течение года в виде дождя, града, снега, инея, росы, не стекала бы и не испарялась, а оставалась стоять на земле сплошным слоем, то толщина этого слоя была бы 30 сантиметров (почти 7 вершков).
Из этого слоя большая часть высыхает именно среди лета, когда и льют дожди. Тем не менее, все считают в СССР, что самое дождливое время у нас - осень.
В чем же дело?
Все дело в том, что осенние дожди идут чаще, но дожди эти мелкие. Капли «моросят мелким дождичком», в то время как во время летних дождей они достигают величины в 2 и 3 миллиметра в поперечнике.
Как образуется дождевая капля? Как происходит дождь и ливень? Вода в воздухе есть всегда, но чаще всего она находится в нем в виде прозрачного пара. Но когда температура воздуха, насыщенного паром, станет ниже и поэтому станет холоднее, то если в воздухе есть пылинки, вокруг пылинок собираются капельки воды, и начинается дождь.
Таким образом, без пыли в воздухе дождя не может быть: воздух может быть перегружен парами, а дождя не будет.
Поэтому дожди чаще идут над городами, где воздух пыльнее, чем над деревнями, чаще идут над сушей, чем океанами, морями или озерами и болотами.
При сгущении паров в воздухе прежде всего получается туман, состоящий из мельчайших капелек в поперечнике около 2/100 миллиметра.
Облака, которые мы обычно наблюдаем, и являются туманом, сгустившимся высоко над землею. Они состоят из мельчайших водяных капелек или мельчайших льдинок. И капельки и льдинки непрерывно падают, но падают, пока они малы, так медленно, что с высоты одной версты они долетели бы до земли только через несколько месяцев.
Когда же мельчайшие капельки сольются по нескольку вместе (при остывающем воздухе), то они становятся дождевыми каплями, и тогда они падают на землю дождем.
Если дождевые капли падают одна за другой так быстро, что сливаются в сплошную струю, когда дождь становится ливнем.
Наши ливни причиняют иногда несчастья, разрушая уличные сооружения и заливая подвалы. Но они не могут идти ни в какое сравнение с тропическими ливнями или ливнями жарких стран.
Во время тропических ливней дождь льется струями, толщиною в палец и больше, и бьет струя, как из пожарной кишки. Струи так многочисленны и бьют с такой силой, что даже крупнейшие животные, как слон и носорог - могут быть сбиты им, как муха дождевой каплей. Поэтому во время тропических ливней все животные прячутся под деревья, а другие - в жилье, иначе они погибли. В сутки такой дождь выливает воды вдвое больше, чем над Москвой за год (1040 мл.), а за все дождливое время года до 23.000 мл. или почтив саж. водяного слоя. Три дня такого дождя - и равнина заливается водою на 11/2 - 2 сажени водою. Это уже настоящий потоп, во время которого гибнет масса крупных и мелких животных, застигнутых ливнем вдали от возвышения среди равнины, на котором можно было бы спастись.
У нас во время ливня самое страшное - это грозы, во время которых пролетают молнии.
Молнии подобны искрам электрической машины, но увеличенным во много миллионов раз.
В результате электрического разряда в воздухе появляется быстро движущаяся искра, и она - то и кажется зигзагом молнии. В России в год бывает до 5.000 смертей от молнии во время грозы.
Несмотря на то, что молния есть сила большая, чем сила ливня, но человечество научилось бороться с молнией, а также управлять той силой, которая ее вызывает (электричеством) раньше, чем оно научилось управлять ливнем.
Молнию делают безвредной при помощи громоотвода - простой железной или медной проволоки, протянутой от верхушки высокого шеста (поставленного на здании) до земли и впущенной в землю. Молния обычно ударяет в острие самого высокого предмета (не стойте, поэтому под деревьями во время грозы), попадает в проволоку на шесте и по ней сбегает в землю, не причиняя никому вреда. Электричеством, вызывающим молнию, как всем известно, пользуются теперь для самых разнообразных потребностей, но силою ливней начинают пользоваться только в самое последнее время. Англичане хотят в одной особо дождливой местности Индии устроить в горах большую запруду, которая соберет всю дождевую воду на большой высоте над равниной. Воду эту они пропустят потом по особой трубе на турбину и при ее помощи получат большие запасы механической энергии (силы). Англичане рассчитывают эту силу употребить на то, чтобы бороться с затоплением плодороднейшей почвы у подножья тех гор, где они устраивают запруду. Таким образом, с ливнями они будут бороться при помощи ливней же!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.