Концерт для саксофона
Заслуженный успех. От него не наступит головокружение и не придет успокоение. Он выстрадан, и завоеван, и нужен, как дополнительное горючее для движения вперед, как оружие для осуществления творческих замыслов. И потому самое время ему быть, когда еще много сил, когда дорога жизни еще уходит вдаль...
Молодая, энергичная, сильная и эмоциональная. Такова Маргарита Шапошникова в момент широкого признания ее как исполнительницы классической и современной музыки на саксофоне.
Сверкает и струится в руках золотистый саксофон. Этот инструмент – одна из последних наград, полученных Маргаритой Шапошниковой. Это свое лучшее создание знаменитая французская фирма «Сельмер» вручила Маргарите Шапошниковой в знак признания ее мастерства и заслуг в развитии игры на этом инструменте. Он был преподнесен саксофонистке перед поездкой на международный конгресс саксофонистов в Нюрнберге. Каждые два года собираются композиторы, исполнители, критики из многих стран мира, чтобы обсудить различные вопросы развития саксофонной музыки и исполнительского мастерства. Каждый день работы конгресса в многочисленных залах города проходят концерты саксофонистов. В 1982 году Маргарита Шапошникова была признана «звездой» среди пятисот участников многодневного парада саксофонов.
Саксофон, идущий от губ к рукам исполнителя, жил вдыхаемой в него жизнью, вдыхаемой музыкантом, с такой свободной любовью и самоотдачей, что оба они на какой-то момент кажутся осиротевшими, когда игра кончилась, и Маргарита Шапошникова отстранила от себя инструмент. Конечно, слияние инструмента и исполнителя – характерный признак большого мастерства. Но в игре Маргариты Шапошниковой оно было по-особенному завораживающе ощутимо. Такой высокий уровень игры ценен еще и потому, что достигнут именно на саксофоне. Этот инструмент появился сравнительно не так давно. Он не имеет, как многие другие музыкальные инструменты, многовековой школы игры и не прошел достаточно долгого пути развития и усовершенствования. Для исполнения академической музыки в нашей стране он используется редко.
– У нас долгое время применение саксофона было ограничено эстрадной музыкой и джазом. Маргарита Шапошникова – инициатор и пропагандист использования саксофона в «серьезной» музыке. – рассказывает Георгий Гаранян, замечательный советский музыкант, бывший в свое время одним из наших ведущих саксофонистов-джазистов. – Исполнительское мастерство Шапошниковой служит образцом игры на саксофоне и у нас и за рубежом. У нее есть и совершенство техники и чистота интонаций, эмоциональность и эрудиция. К тому же красота, обаяние и женственность. Такое сочетание особенно приятно. Когда я слушаю ее, то удивляюсь, откуда у женщины берется такая хватка. Саксофон – трудный, «норовистый» инструмент, технически не очень совершенный. Но в ее руках он податлив, эластичен, качествен. Могу еще добавить, что многие мужчины-саксофонисты завидуют, как эта женщина владеет инструментом.
Для Маргариты Шапошниковой композиторы специально пишут саксофонную музыку, ей, единственной женщине-саксофонистке, предоставляются сольные концерты, ей первой удалось начать профессиональное обучение на этом инструменте в музыкальных учебных заведениях. А ведь саксофон Маргарита в юности осваивала самостоятельно, без всяких учителей. Не было тогда рядом даже профессиональных саксофонистов, которые могли бы ей открыть секреты мастерства.
В музыкальной школе и в училище города Саратова Маргарита Шапошникова занималась по классу кларнета, и это, конечно, помогло ей. Но знакомство с игрой именно на саксофоне шло у нее по книгам и пластинкам с записями известных музыкантов.
Постепенно открывались Шапошниковой удивительные возможности саксофона. Он мог передать любые интонации, любое состояние – от безудержного веселья до самой глубокой тоски. Казалось, саксофон может все, надо только знать, как дать ему это выразить. И Маргарита Шапошникова поставила себе цель доказать, что саксофон имеет все основания встать в один ряд с ведущими музыкальными инструментами не только в джазе, но и в академической музыке. Однако в институте имени Гнесиных она продолжала заниматься по классу кларнета. Нужны были годы настойчивой, неутомимой деятельности, чтобы ее цель начала осуществляться.
И вот в 1967 году саксофон введен как самостоятельная дисциплина в училище имени Гнесиных. Обучение ведет Маргарита Константиновна Шапошникова. Затем открылся класс саксофона в Гнесинском институте, а в 1983 году – в специальной музыкальной школе. Учебные заведения имени Гнесиных стали первыми и ведущими в обучении игре на саксофоне у нас в стране.
Раннее утро. Из-за двери класса № 79, в котором ведет занятия Маргарита Константиновна, льется известная мелодия из балета Хренникова «Любовью за любовь». До чего непривычно, но в то же время обаятельно, изысканно и как-то особенно театрально она звучит на саксофоне! Дождавшись конца урока, я вошла в класс. У окна отдыхал, промокая лоб платком, Игорь Федотов. Шла подготовка к его аспирантскому концерту. В программе переложения для саксофона произведений Баха, Хренникова и оригинальная саксофонная музыка Хиндемита.
Репетиция возобновляется. Все удачи и неудачи в игре Игоря отражаются на выразительном лице преподавателя. И ловишь себя на том, что смотришь не на того, кто играет, а на того, кто слушает.
– Будь самим собой, не старайся пересилить себя и не иди на предел звучания. Предел звука не есть мастерство. Возникает жесткость, ощущение принужденности. Ты заставляешь играть инструмент, а не он у тебя играет. И еще смена дыхания... Владей струей воздуха. – делает замечания Маргарита Константиновна.
И снова звучит саксофон. Маргарита Шапошникова вживается в заботы своего ученика, стараясь понять его и помочь ему выразиться в звуках музыки.
Игорь выходит после занятий, как после трудной спортивной тренировки. Я перехватываю его в коридоре.
– Вы закончили училище по классу кларнета. Почему же в институт пошли по саксофону?
– Этот инструмент у нас еще мало освоен. Он очень многогранен, а тембр его многолик и сложен, это, по-моему, единственный инструмент, звук которого до сих пор не смогли воспроизвести на синтезаторе. Теперь для саксофона у нас в стране открывается большое будущее. И ведущую роль сыграла в этом, конечно, Маргарита Константиновна. Вот почему я выбрал саксофон.
Среди учеников Маргариты Константиновны есть победители всесоюзных и всероссийских конкурсов. Один из них, Василий Касаткин, рассказывает:
– Маргарита Константиновна спасла меня как музыканта. Встречу с ней я считаю моей большой удачей в жизни. Меня исключали из училища как неперспективного. Учился я тогда на трубе, с губами стало плохо, может быть, переиграл. Стоим мы в коридоре с моим педагогом, обсуждаем это печальное событие, как вдруг появляется Маргарита Константиновна. И почему-то – наверное, судьба! – обращается к ней мой педагог и говорит: «Не знаю, что с ним делать! Может быть, вы его возьмете?» И Маргарита Константиновна взяла. За два года в ее классе я смог переквалифицироваться на саксофон.
Занятия продолжаются. Один из студентов только что закончил играть «Концертино» Пикуля, произведение, которое композитор посвятил Маргарите Шапошниковой.
Вечером будет репетиция. Студенты и преподаватель – на равных как участники ансамбля саксофонистов. Готовится первое концертное исполнение произведений саксофонной музыки, написанной советскими композиторами Сергеем Павленко. Николаем Кондорфом... Здесь на репетиции Маргарита Константиновна своим примером упорства, самокритичности и неутомимости будет продолжать учить своих питомцев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Петр Ковалев, Герой Социалистического Труда, бригадир комсомольско-молодежного коллектива слесарей-инструментальщиков производственного объединения «Гомсельмаш»
Из одного котла