Клуб «Музыка с тобой»

Самуил Самойлов| опубликовано в номере №1366, апрель 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наибольший расцвет вальса начался в 30-е годы XIX столетия. Он был связан с Веной, с творчеством Йозефа Ланнера (1801 – 1843) и Иоганна Штрауса-отца (1804 – 1849), которые создали новый тип вальса – так называемый венский вальс. Блестящую страницу в историю вальса вписал Иоганн Штраус-сын (1825 – 1899), прозванный «королем вальса». Именно ему принадлежат известные всему миру вальсы «Сказки Венского леса» и «На прекрасном голубом Дунае».

Танго, по выражению одного из аргентинских поэтов, – это «грустная мысль, которая танцуется». В рабочих предместьях Буэнос-Айреса, где в конце прошлого века родился этот танец, было немало поводов для грустных мыслей. Наряду с танцем возникла тогда и самостоятельная форма танго-песни, в которой находили свое выражение чувства обитателей городских окраин: любовь, страдания, мечты. Были среди песен в ритме танго и такие, что в наши дни определяются как песни протеста и гнева.

Существуют две версии появления аргентинского танца в Европе. По одной – танго появилось в Париже в 1909 году в числе конкурсных танцев на традиционном соревновании, проводившемся газетой «Эксцельси». По другой – музыка и хореография танго были привезены в Париж одним из аргентинских композиторов в 1910 году. Обе версии сходятся, однако, в том, что до «запуска» на европейскую орбиту танец был усовершенствован в Париже. Конечно, при этом музыка и хореография претерпели некоторые изменения; в частности, движения танца стали более поступательными, тогда как для аргентинского танго было характерно очень ограниченное продвижение. Авторами «реконструкции» называли группу артистов, художников и музыкантов, которую возглавлял французский хореограф Камиль де Риналь.

Так или иначе, но европейский период «биографии» танго начался на рубеже второго десятилетия нынешнего века. Танец получил в Париже известность и в дальнейшем нередко именовался «парижским танго», приобрел очень много поклонников. Однако распространение его как во Франции, так и в других европейских странах натолкнулось на серьезное противодействие.

Против танго выступил глава римско-католической церкви папа Пий X. Французские епископы обратились к своей пастве с посланиями, громящими «дьявольский» танец и призывающими верующих «не поддаваться соблазну». Кайзер Вильгельм II назвал танго «оскорблением морали и нравственности» и запретил немецким офицерам танцевать его. Русский министр народного просвещения Л. А. Кассо разослал попечителям учебных округов циркуляр, в котором указал на «явно непристойный характер танго» и потребовал принять строгие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях.., а равно, чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих он преподается».

Думается, что определенный повод для осуждения танго дали артисты варьете и мюзик-холлов, которые первыми освоили новый танец. Ведь именно по их исполнению и судили поначалу о танго в европейских столицах. Между тем исполнение это не отличалось строгостью стиля, и фривольности, которые позволяли себе танцоры на эстраде, бросали тень на репутацию танца. Кроме того, определенную роль сыграла и родословная танго: танец, родившийся в предместьях Буэнос-Айреса, был для его сановных противников танцем «низкого» происхождения.

Но остановить победное шествие танго по европейским столицам не удалось никому. Петербургская газета «Театр и жизнь» писала по этому поводу: «Танго обрело могучую поддержку в протестах Ватикана и некоторых монархов. Что может быть слаще запретного плода?» Московская газета «Новости сезона», ссылаясь на лекции о танго, с которыми выступали во Франции почетные академики, утверждала: «Протесты католических епископов остаются без надлежащего воздействия даже там, где к их голосу привыкли прислушиваться...»

Наибольшего распространения на европейском континенте танго достигло в годы, предшествовавшие началу первой мировой войны. Не случайно фельетонист «Русского слова» Влас Дорошевич писал в январе 1914 года об «эпидемии, которая свирепствует в Европе и которая носит название «танго».

«Танговое» поветрие не обошло стороной и Россию. В двух главных городах страны возникло много новых танцклассов, обучавших модному танцу. В обиходе получили распространение новые слова: тангомания? тангисты, тангировать. На петербургской сцене шла оперетта «Принцесса танго». В московском Политехническом музее состоялся диспут о танго. На витринах магазинов появились ткани цвета танго (оранжевый). Новая модель обуви, новый фасон шляпы, новые духи – все рекламировалось под названием «Танго»...

«С каждым новым танцем в жизнь входит новый стиль, новая линия, – заметила одна из петербургских газет, – Так было с вальсом... То же самое происходит с танго».

Это было написано семьдесят лет назад. Но танго не потеряло популярности и поныне. Не так давно западногерманское информационное агентство ДПА передало из Буэнос-Айреса сообщение о вековом юбилее танго. Отметив, что и сегодня танго любят во многих европейских странах, агентство утверждало: «С ним может соперничать только один танец, тоже « долгожитель » – « вальс ».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Провинциальной науки не бывает

Сергей Вонсовский, академик, председатель президиума Уральского научного центра