Клуб «Музыка с тобой»

Самуил Самойлов| опубликовано в номере №1366, апрель 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как начинались вальс и танго

Среди писем музыкального клуба «Смены» много таких, где повторяется просьба: «Расскажите историю популярных танцев разных эпох». Вот, например, одно из писем. Мы его получили от группы школьников из Барнаула. «Дорогая «Смена»! Когда мы встречаемся на наших вечерах и танцуем, то нередко слышим от старших: «До чего же нелепы ваши танцы! Вот в наше время...» И начинается разговор – чаще всего о вальсе. Мы считаем, что у каждого времени свои танцы. Но вот вальс... Мы ведь его тоже охотно танцуем. Объясните, в чем секрет этого удивительного танца, который нравился нашим бабушкам и нравится нам».

Выполняем вашу просьбу, ребята. Сегодня вы прочтете о двух из числа самых известных и популярных танцев – о вальсе и танго.

О вальсе говорят, что он не подвластен времени и не подвержен капризам моды. Действительно, с тех пор, как в начале XIX столетия вальс распространился по всей Европе, ему сопутствует неизменная популярность. В первые десятилетия XX столетия с вальсом стал мериться славой другой из широко известных ныне бальных танцев – танго, завезенное в Европу из Южной Америки. Живучесть, стойкость этих двух танцев поразительны: не раз менялась мода, не раз возникали конкуренты, но если «долгожителям» и приходилось порой уступать модным соперникам «авансцену», то в итоге они все же оставались непобежденными.

Вальс и танго – танцы очень разные, к тому же между периодами наибольшего начального их распространения пролегло почти целое столетие, но в судьбе этих танцев, в том, как трудно складывались их первые шаги в Европе, есть и нечто схожее.

«В Берлине мода на вальс и только на вальс», – писал один из современников в 1791 году. Модный танец сравнительно быстро пересек границы ряда европейских стран. Однако на балы Европы вальс был допущен не без противоборства.

Настороженное отношение к новому танцу наблюдалось еще на первых его стартах. Сошлюсь на роман Гете «Страдания юного Вертера», впервые изданный в Германии в 1774 году. Есть в этом романе эпизод, связанный с «бальным павильоном». Молодежь танцует там и вальс, но для него особое условие. «Тут у нас принято, чтобы дама танцевала вальс со своим постоянным кавалером», – говорит Лотта юному герою. Что скрывается за этим условием? И почему так смущен Вертер после тура вальса? Рассказывая об этом другу, он не скрывает восхищения («...держать в своих объятиях прелестнейшую девушку, точно вихрь носиться с ней, ничего не видя вокруг...»), но вместе с тем клянется, что никогда не позволит своей любимой, своей невесте, вальсировать с другим мужчиной.

Пройдет совсем немного времени, вальс появится в Париже, и один из французских писателей будет зло иронизировать: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они разрешают танцевать его своим дочерям?!»

Чем объяснить такое отношение к вальсу?

Не забывайте, читатель, что речь идет о второй половине ХVIII столетия! Вальс был тогда еще новинкой, и новинка эта разрушала привычные представления об эстетике салонного танца. Демократический по своему характеру, вальс своей непринужденностью, естественностью движений и стремительностью резко контрастировал медлительным «этикетным» танцам старого времени с их бесконечными поклонами и реверансами – чопорными и жеманными.

Неудивительно, что вокруг вальса разгорелись споры. Одни встречали его с восторгом, другие – с негодованием. Неприязнь к модному танцу сохранялась на первых порах во многих странах, но повсюду среди приверженцев вальса было много молодежи.

В «благородных» собраниях мнимые недостатки вальса относили на счет его «низкого» происхождения. Что известно о родословной вальса? Исследователи утверждают, что предшественником его был народный крестьянский танец «лендлер», бытовавший в некоторых приграничных областях Южной Германии и Австрии. Среди хореографов существует иное мнение, они находят прямую связь вальса со старинным провансальским танцем «вольта». Однако противников вальса и такое родство не могло бы порадовать, ибо в свое время по настоянию кардинала Ришелье «вольта» была запрещена Людовиком XIII: в веселом провансальском танце усмотрели угрозу «подрыва общественных и религиозных устоев».

Нечто подобное произошло в России в годы царствования Павла I (1796 – 1801), когда вальс «высочайшим» повелением был запрещен в танцевальных собраниях. Как свидетельствовал дореволюционный журнал «Театр и искусство», «усердно стали у нас вальсировать лишь при Александре I, допустившем этот невинный танец даже на придворных балах».

«Усердное» вальсирование подтверждают и литературные примеры. Вспомним «Войну и мир», первый бал Наташи Ростовой, где князь Андрей танцует с нею вальс. Л. Н. Толстой точно датирует этот бал в доме знатного вельможи: 31 декабря, накануне нового, 1810 года. Вспомним «Евгения Онегина», откроем пятую главу романа, отыщем в ней «веселый праздник именин» в доме Лариных, тот момент, когда уж «бал блестит во всей красе»:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой...

В примечаниях к «Евгению Онегину» А. С. Пушкин указал: «...в нашем романе время расчислено по календарю». Это позволило исследователям установить время действия каждой главы и даты основных событий романа. «Праздник именин» в доме Лариных состоялся в Татьянин день – 12 января 1821 года. Стало быть, к этому времени вальс стал уже вполне привычным.

Постепенно новый танец сделался предметом повального увлечения, хотя рецидивы неприязни к нему еще давали о себе знать. Так, изданные в Харькове в 1825 году «Правила для благородных общественных танцев» требовали от молодежи «надлежащей осторожности» с вальсом. Какой именно? «Чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие». Более того, автор этих правил, «учитель танцевания» Л. Петровский писал: «Предоставляю суждению читателя, соответствует он (вальс] благородному собранию или какому другому».

Но то были напрасные опасения и запоздалые сомнения. Вопреки всему вальс уверенно пробивал себе дорогу и завоевывал все большую популярность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены