Классики на клубной сцене

Ю Нейман| опубликовано в номере №268, апрель 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Островский и Бомарше на «Каучуке» и «Авиахиме» - учебные работы. «Женитьба» Гоголя, поставленная Трасом (театр рабочей самодеятельности) завода «Компрессор», - спектакль свежий и самостоятельный. «Женитьба» привлекла трасовцев своими трудностями, и они подошли к пьесе по-своему.

Основная тема пьесы - тема Подколесина. Кто такой Подколесин? Это дворянин, помещик, которого время и история выгнали из родового гнезда. Время заставило его служить в городе. Но в город он принес свою бездеятельность, ленивую мечтательность, сонную одурь Он пытается выбраться из своего узкого, замкнутого круга, прорвать его. Но попытки эти слабы и беспомощны, желания Подколесина дряблы и обречены на гибель. Подколесин социально обречен. Социальная обреченность - тема пьесы.

В толковании трасовцев завода «Компрессор» гоголевская «Женитьба» - трагикомедия. Кружковцы попытались показать предпосылки этой трагикомедии: николаевскую эпоху, воздух, который окружает Подколесина и других персонажей пьесы.

В комнате два дивана. На одном с трубкой в руках лежит хозяин Подколесин, на другом - слуга Степан. Степан - подобие своего хозяина. Все свойства Подколесина сгустились в Степане: он еще более медлителен, еще более сонлив, чем хозяин. Его не оживляет ничто. Он движется вяло и неохотно. У него походка спутанной лошади.

Музыка выводит ленивую, тягучую мелодию. Это лейтмотив Подколесина, музыкальная тема пьесы.

Внезапно в ленивую мелодию Подколесина вторгается мотив суетливый и дерзкий. В комнату вбегает Кочкарев. Он брызжет энергией и предприимчивостью. Его жесты стремительны. Он будит, толкает. Он тормошит Подколесина, разжигает его сонную фантазию рассказами о красавице-невесте, о семье, о детях. Он описывает детей так ярко, что Подколесин видит их. Подколесин расшевелился.

Так завязывается узел трагикомедии.

Роль Подколесина не сразу далась кружковцу Левину. Очень трудно было найти в себе ленивое, бездеятельное, «диванное» состояние, осознать эту замкнутость, узость, эту бедную жизнь, где даже маляр, красящий дом, воспринимается как событие. Часами лежа на кровати, Левин пытается проникнуться сознанием мечтателя-жениха, войти в его психику. Помогла литература. Левин подошел к Подколесину через другого литературного героя - Обломова - Гончарова.

Трас «Компрессора» дал умный и интересный спектакль. Хорош Подколесин (Левин) с его блуждающей мечтательной улыбкой, со слабыми вспышками энергии, загорающейся как уголь под пеплом. Живо, темпераментно, хотя и неровно, ведет свою роль Зайцев. Запоминаются невеста - «дура себе на уме», Яичница и Жевакин, данный кружковцем Малаховым с лирической теплотой и нежностью.

Своеобразное толкование «Женитьбы» не отразилось на тексте. Единственная вольность, допущенная трасовцами, - замена разговора Подколесина с извозчиком барабанным боем.

Работа кружковцев многих наших заводов над Островским, Гоголем, Бомарше, Мольером, Бальзаком и Шекспиром, указывает на усиленный рост культурных запросов рабочей молодежи. Каждая из классических пьес вводит в новый мир, раскрывает новую эпоху, заставляет кружковца читать, работать, разыскивать материалы. Качество текста повышает требования к себе и развивает вкус.

Разумеется, у самого «опытного» кружковца нет и десятой доли умелости и легкости профессионала. Каждый жест, каждый абзац он берет с бою. Но опыт «Компрессора», «Каучука» и других коллективов показывает, что при серьезном и добросовестном отношении к делу рабочий коллектив может дать на классическом материале ценный и интересный спектакль.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пятнадцать раундов

Матч на первенство Европы по боксу