Островский и Бомарше на «Каучуке» и «Авиахиме» - учебные работы. «Женитьба» Гоголя, поставленная Трасом (театр рабочей самодеятельности) завода «Компрессор», - спектакль свежий и самостоятельный. «Женитьба» привлекла трасовцев своими трудностями, и они подошли к пьесе по-своему.
Основная тема пьесы - тема Подколесина. Кто такой Подколесин? Это дворянин, помещик, которого время и история выгнали из родового гнезда. Время заставило его служить в городе. Но в город он принес свою бездеятельность, ленивую мечтательность, сонную одурь Он пытается выбраться из своего узкого, замкнутого круга, прорвать его. Но попытки эти слабы и беспомощны, желания Подколесина дряблы и обречены на гибель. Подколесин социально обречен. Социальная обреченность - тема пьесы.
В толковании трасовцев завода «Компрессор» гоголевская «Женитьба» - трагикомедия. Кружковцы попытались показать предпосылки этой трагикомедии: николаевскую эпоху, воздух, который окружает Подколесина и других персонажей пьесы.
В комнате два дивана. На одном с трубкой в руках лежит хозяин Подколесин, на другом - слуга Степан. Степан - подобие своего хозяина. Все свойства Подколесина сгустились в Степане: он еще более медлителен, еще более сонлив, чем хозяин. Его не оживляет ничто. Он движется вяло и неохотно. У него походка спутанной лошади.
Музыка выводит ленивую, тягучую мелодию. Это лейтмотив Подколесина, музыкальная тема пьесы.
Внезапно в ленивую мелодию Подколесина вторгается мотив суетливый и дерзкий. В комнату вбегает Кочкарев. Он брызжет энергией и предприимчивостью. Его жесты стремительны. Он будит, толкает. Он тормошит Подколесина, разжигает его сонную фантазию рассказами о красавице-невесте, о семье, о детях. Он описывает детей так ярко, что Подколесин видит их. Подколесин расшевелился.
Так завязывается узел трагикомедии.
Роль Подколесина не сразу далась кружковцу Левину. Очень трудно было найти в себе ленивое, бездеятельное, «диванное» состояние, осознать эту замкнутость, узость, эту бедную жизнь, где даже маляр, красящий дом, воспринимается как событие. Часами лежа на кровати, Левин пытается проникнуться сознанием мечтателя-жениха, войти в его психику. Помогла литература. Левин подошел к Подколесину через другого литературного героя - Обломова - Гончарова.
Трас «Компрессора» дал умный и интересный спектакль. Хорош Подколесин (Левин) с его блуждающей мечтательной улыбкой, со слабыми вспышками энергии, загорающейся как уголь под пеплом. Живо, темпераментно, хотя и неровно, ведет свою роль Зайцев. Запоминаются невеста - «дура себе на уме», Яичница и Жевакин, данный кружковцем Малаховым с лирической теплотой и нежностью.
Своеобразное толкование «Женитьбы» не отразилось на тексте. Единственная вольность, допущенная трасовцами, - замена разговора Подколесина с извозчиком барабанным боем.
Работа кружковцев многих наших заводов над Островским, Гоголем, Бомарше, Мольером, Бальзаком и Шекспиром, указывает на усиленный рост культурных запросов рабочей молодежи. Каждая из классических пьес вводит в новый мир, раскрывает новую эпоху, заставляет кружковца читать, работать, разыскивать материалы. Качество текста повышает требования к себе и развивает вкус.
Разумеется, у самого «опытного» кружковца нет и десятой доли умелости и легкости профессионала. Каждый жест, каждый абзац он берет с бою. Но опыт «Компрессора», «Каучука» и других коллективов показывает, что при серьезном и добросовестном отношении к делу рабочий коллектив может дать на классическом материале ценный и интересный спектакль.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.