Классики на клубной сцене

Ю Нейман| опубликовано в номере №268, апрель 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Квадратные фонари. Старинная ограда. Легкие домики со створчатыми окнами. Глубокая чернота южной ночи. Под окнами затворницы Розины - граф Альмавива, закутанный в черный плащ.

Оркестр играет Моцарта.

«Севильский цирюльник» Бомарше - первый опыт коллектива. Альмавиву играет Карпов, слесарь завода «Авиахим». Оркестр самодеятельный. Декорации принадлежат кисти клубных художников.

Четыре месяца назад на занятия драмкружка пришли люди, ни разу не испытавшие себя в актерском ремесле. Умелые и ловкие за станком, они, поднимаясь на сцену, разом утрачивали гибкость и подвижность. Мускулы их деревенели. Голоса звучали сдавленно и фальшиво.

Молодежи, лишенной всякого сценического опыта, предстояло овладеть текстом, отточенным и блестящим, диалогом, где реплики скрещиваются как шпаги. Предстояло окунуться в давнопрошедшие времена, в эпоху, когда на историческую сцену выходил цирюльник Фигаро - вестник растущего третьего сословия. В короткий срок ребятам надо было выработать непринужденность манер Альмавивы, грацию Розины, неутомимое проворство вездесущего цирюльник а.

Месяцы планомерной, настойчивой работы сделали свое дело.

«Севильский цирюльник» в исполнении авиахимовцев - веселое, красочное зрелище, полное жизни и движения.

Публика дружным смехом реагирует на такие сцены, как бритье доктора Бартоло, когда хитрый цирюльник всеми средствами старается отвлечь внимание старого ревнивца от воркующих влюбленных. Уменье возбудить у зрителей интерес к мизансценам, вызвать смех чисто актерскими средствами без помощи текста - большое достижение для начинающих.

Работая над пьесой Бомарше, коллектив «Авиахима» не ограничивался учебными целями. Задача была поставлена шире: представить героев комедии в свете сегодняшнего дня, дать углубленные реалистические образы. И тут есть у ребят и удачи и срывы. Образ хо ладной и расчетливой кокетки довольно успешно вытесняет традиционный облик нежной Розины, но вот превращение «благородного» графа Альмавивы в хлыща и труса не удалось.

Совершенно нельзя согласиться и с толкованием образа героя комедии - Фигаро, представленного в виде мелкого и ничтожного плута. Это неверно и литературно и исторически. Не следует забывать, что Фигаро пробьется, далеко пойдет: он сильней и умней графа Альмавивы и всех, кому раболепно служил.

Кружок завода «Каучук» поставил комедию Островского «Свои люди - сочтемся».

Пьеса показывает зрителю уголок старого Замоскворечья. Семейство Большовых. Богач Большов - купец - самодур, перед которым все в доме трепещут. Ослепленный своей властью, он не сомневается в ее незыблемости и законности. Он тиранит родных и слуг, но убежден, что они должны «за него век бога молить». Липочка - дочь - это его собственность, его вещь: «Мое детище. Хочу - с кашей ем. Хочу - масло пахгаю». И Липочка - особа своенравная и зубастая - не смеет ослушаться воли родителей. Приходится расстаться с мечтой о военном, бряцающем шпорами. «Барышне», обученной «по-французски и на фортепьянах» приходится выйти замуж за бородатого приказчика.

Впрочем, пара из них выходит отличная. Подхалюзин полностью разделяет стремление своей супруги к «светской жизни». Он постриг бороду и заменил поддевку модным костюмом. Но весь этот маскарад не скрывает сущности Подхалюзина: деньги превращают подобострастного и смиренного слугу в хозяина покруче Большова.

Румяная, сытая, внешне благообразная жизнь целиком основана на обмане, подкупах и лжи.

Подхалюзин отправляет тестя в долговую тюрьму, предварительно напоив его чаем. Затягивая на нем петлю, он почтительно зовет его «тятенькой».

В «Своих людях» - одной из ранних пьес Островского - смеха больше чем злобы. Каучуковцам удалось передать скрытый юмор спектакля. Ирония смягчает трагичность некоторых положений. Зритель не жалеет униженного Большова. Он помнит, что БОЛЬШОВ - плут и мошенник.

Очень хороша сваха (Соловьева). Это художник своего дела, умеющий так расписать «товар», что самый равнодушный соблазнится. Она умна, хитра, осторожна, но эти качества заглушает страсть к наживе, свойственная всем героям этой комедии. И тут сваху привлекают не столько деньги, сколько конкретное, красочное - вещи. Мысль о собольей шубе, обещанной Подхалюзиным, сводит ее с ума; она щеголиха и при случае в грязь лицом не ударит. Богатые голосовые данные помогли Соловьевой создать сочный, выпуклый образ свахи.

Кружковец Докучаев дал, в общем, недурной образ Большова. Но докучаевский Большов несколько жидковат: не хватает ему внушительности, силы. Хороши Дроздов (Подхалюзин) и Залкинд (Фоминишна). Липочка в исполнении очень способной «дебютанки» кружка -

Нарышкиной - слишком мила и привлекательна. У Островского этот образ жестче, ироничнее.

Остальные участники спектакля неплохо справились с задачей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены