Второй год борется великий китайский народ против японских империалистов, которые хотят превратить его страну в свою колонию. Японские захватчики рассчитывали на быструю победу, однако они жестоко просчитались.
Героический китайский народ, сопротивляясь агрессору, сумел сплотить свои силы, увеличить свою военную мощь и привлечь к себе симпатии демократических сил всего мира. На многих участках фронта наступление японцев приостановлено. Славные китайские партизаны, руководимые отважными командирами, наносят сокрушительные удары японским захватчикам с тылу.
Китайская молодежь сражается на самых опасных участках фронта. В XXIV международный юношеский день трудящаяся молодежь всего мира шлет пламенный привет героическому китайскому народу и его молодежи.
К главным воротам уездного города Путай, захваченного японцами, с музыкой, песнями и плясками двигалась свадебная процессия. Гремел барабан, звенел бубен. Гости шли вразвалку, буйные и веселые, едва поспевая за паланкином, в котором, согласно вековым китайским обычаям, сидели жених и невеста.
Оркестр неожиданно всхлипнул и смолк. Японский часовой, просунувший голову в паланкин, упал, сраженный пулей. С этого момента слова «свадебная процессия» следует уже, разумеется, брать в кавычки: из паланкина вместо новобрачных выглядывало... пулеметное дуло. По главной улице города Путай рассыпался партизанский отряд. «Подвыпившие гости» твердо стояли на ногах. Вместо бумажных цветов в руках у них оказались гранаты. Завязался жаркий уличный бой, Японцы ждали партизанского налета. Все входы и выходы, ведущие в Путай, были наглухо завалены мешками с песком, стены окружены колючей проволокой, а единственный вход, оставшийся открытым, охранялся часовым. Но китайские партизаны, в большинстве своем молодые крестьяне, решили атаковать врага оружием хитрости... «Свадьба» стоила японцам целого отряда.
Почти триста тысяч китайских партизан, в подавляющем большинстве своем молодежь, ведут бои в глубоком тылу японских войск. Они сковывают все движения наглого врага, взрывают мосты, подымают на воздух военные склады, заставляют интервентов боязливо жаться к линиям железных дорог. Японские захватчики со страхом взирают на «покоренные» пространства, которые в действительности находятся во власти китайских партизан. Через линию японского фронта партизаны держат связь с регулярной китайской армией. Так живет «партизанское государство», раскинувшееся на просторах трех северных провинций: Хэбэй, Чахар и Шаньси. Во всем этом громадном районе развернут широкий антияпонский национальный фронт, действует своя китайская администрация, выходит газета, работают почта и телеграф.
Народная партизанская армия, руководимая и обучаемая опытными и закаленными командирами, неуязвима для японских войск. Карательная японская экспедиция в составе восьми колонн два месяца пыталась обрушиться на армию китайских партизан, но оказалась бессильной.
Количество партизанских отрядов и их численность с каждым днем растут. Молодые партизаны - «охотники за оружием» - нападают на японские транспорты и обозы, снабжая таким образом свои отряды. Военные школы беспрерывно готовят командиров партизанских отрядов, руководителей боевых частей китайского народа.
Кто же они, эти народные герои, командующие партизанскими отрядами, громящие прославленные японские части и под Бэйпином и под Шанхаем?
Широко известно в Китае имя бывшего студента Нанькайского университета Чжао Туна.
Студент Чжао Тун появился однажды в одной из деревень Манчжурии и сформировал здесь из молодых крестьян партизанский отряд.
В отряде на 26 человек были 22 винтовки. Как быть дальше? Чжао Тун сказал: «Сами японцы должны снабдить нас оружием». Прошло несколько ночей - и отряд, выросший до 150 человек, располагал уже сотней винтовок: оружие было добыто в ночных налетах на части японской армии.
Однажды ночью отряд Чжао Туна подошел к тюрьме одного из провинциальных городов. В тюрьме сидели китайцы, обвиненные в антияпонской деятельности. Хорошо говоривший по - японски студент выдал себя за офицера и приказал открыть ворота. Партизаны вошли, разоружили стражу, забрали винтовки и пулеметы, освободили 500 заключенных. Большинство из них вступило в отряд Чжао Туна. Сейчас Чжао Тун командует партизанской частью, насчитывающей уже 3 тысячи бойцов.
Рядом с Чжао Туном стоит 22 - летний Сюэ Цзин - у, помощник командующего всеми партизанскими отрядами Севера.
Сюэ Цзин - у продолжает славное дело отряда студентов - партизан, героически сражавшихся под стенами Бэйпина.
Этот легендарный отряд насчитывал до тысячи бойцов и действовал под командой комсомольца Фын Хун - го. Бойцы отряда были плохо вооружены. Не хватало патронов, снарядов, военного снаряжения. Тяжелый и неравный бой с японцами длился целую ночь. Помощи ждать было неоткуда. Ряды отважных смельчаков редели, но никто из них не дрогнул... Одним из последних погиб Фын Хун - го.
Знамя героического отряда молодых добровольцев, сражавшихся под Бэйпином, сейчас подхвачено тысячами молодых, крепких рук.
Вот Лин Бяо - один из самых выдающихся командиров регулярной китайской армии. Он пришел в армию комсомольцем, окончил китайскую военную академию, прошел суровую закалку в героических походах с Чжу Дэ и Мао Цзе - дуном. Больше 100 раз находился он в бою, недавно был серьезно ранен пулей в легкие, но до сих пор не оставляет своего поста. В дивизии, которой командует Лин Бяо, очень много молодежи. Один из самых молодых здесь - Сяо Хуа, 23 - летний помощник начальника политотдела дивизии, героизм которого был отмечен не раз.
Ярким примером смелости китайских бойцов является боевой эпизод из истории обороны города Чжэндина. Ураганным огнем японской артиллерии была разрушена небольшая часть городской стены.
Капитан Ван Ди - мин с группой солдат находился в одной из башен, господствовавших над стеной.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.