Жан Дезире Гюстав Курбэ родился в 1819 году в семье фермера - винодела. Дед Курбэ, особенно любивший мальчика и оказавший на него большое влияние, был участником французской революции 1793 года.
Отец послал Гюстава в Париж изучать право, но юношу неудержимо влекло к живописи. Хотя Курбэ и посещал мастерские, которыми руководили довольно известные художники, это почти не повлияло на его развитие. Он учился у природы, неустанно изучал картины классиков реализма: Рибейры, Веласкеза, Рембрандта.
Кисти Курбэ принадлежит ряд великолепных работ автопортретного характера: «Раненый», «Человек с кожаным поясом», «Автопортрет с трубкой» и другие.
1849 - 1850 - е годы - годы высшего подъёма творчества Курбэ. Он создаёт яркое реалистическое полотно «Послеобеденное время в Орнане». Затем следует знаменитая картина «Дробильщики камня», изображающая старика и юношу. Оборванные и истощённые, они заняты изнурительной работой на обочине шоссе. Эта картина, к сожалению, погибла во время варварской бомбардировки Дрездена американской авиацией.
В 1849 году Курбэ написал своё главное произведение - «Похороны в Орнане», - изображающее группу мужчин и женщин, собравшихся у открытой могилы одного из своих сограждан. В этой картине художник показал людей, какими он их видел на своей родине. Каждая из его фигур живёт своей, неповторимой жизнью.
В течение ряда лет Курбэ находился в центре внимания парижской, а вскоре и мировой художественной общественности, был предметом насмешек и похвал, ненависти и поклонения. В 1855 и 1867 годах он устраивает свои большие выставки. Его выступления в Антверпене в 1861 году на съезде художников утверждают за ним славу вождя реалистического направления.
«... Передавать нравы, идеи и внешний вид моей эпохи в моей оценке, одним словом, делать живое искусство - такова моя цель», - пишет Курбэ. «Сущность реализма, - говорил он, - ничто иное... как отрицание идеализации».
Курбэ создал сотни картин. Он был человеком борьбы, не склонным к компромиссам. В 60 - х годах Курбэ создаёт сатирическую картину «Возвращение с приходской конференции», где изображена группа пьяных кюре.
В конце 60 - х годов правительство Наполеона III сделало попытку «задобрить» Курбэ, наградив его орденом почётного легиона. Но Курбэ демонстративно отверг награду. В открытом письме министру искусств он заявил: «Позвольте мне свободно закончить моё существование; когда я умру, обо мне должны будут сказать: он никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви, ни ч какому учреждению и особенно ни к какому режиму, кроме режима свободы».
Курбэ было суждено дожить до режима свободы. 18 марта 1871 года была провозглашена Парижская Коммуна, и меньше чем через месяц Курбэ был избран тайным голосованием в члены Коммуны. Он энергичнейшим образом включается в работу Коммуны в качестве председателя Федерации художников. Но Коммуна пала, Курбэ был арестован. Художника обвинили в свержении Вандомской колонны (памятник Наполеону I) и приговорили к колоссальному штрафу.
Выйдя из тюрьмы, Курбэ эмигрировал в Швейцарию, где он и скончался 30 декабря 1877 года.
Лишь через 42 года родственникам удалось перевезти прах художника на родину.
В. В. Стасов, давая обзор искусства XIX века, писал: «Пробуют нас уверить, что Курбэ нынче более не современен: напротив, мне кажется, что всё торжество его мысли, его проповеди - ещё впереди, и нынче они более нужны, чем когда - нибудь. Ведь он требовал того, что в искусстве дороже всего: высказанной правды, реализма, а реализм, по его словам, есть искусство демократическое, т.е. искусство справедливое, зрячее и чуткое».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из романа Михаила Бубеннова «Белая берёза»