Из старых уральских сказов
У Данилы с Катей ребятишек многонько народилось. Восемь, слышь - ко, человек, и все парнишечки. Мать - то не раз ревливала:
- Хоть бы одна девчонка на поглядочку!
А отец, знай, похохатывает:
- Такое, видно, наше с тобой положение!
Ребятки здоровеньки росли. Только одному не посчастливилось. То ли с крылечка, то ли еще откуда свалился и себя повредил: горбик у него расти стал. Баушки правили, понятно, да толку не вышло. Так горбатенькому и пришлось на белом свете маяться.
Другие ребятишки, я так замечал, злые выходят при таком - то случае, а этот ничего, веселенький рос и на выдумки мастер. Он третьим в семье - то приходился, а все братья его слушались и спрашивали:
- Ты, Митя, как думаешь? По - твоему, Митя, к чему это?
Отец с матерью, и те частенько покрикивали:
- Митюшка! Погляди - ко! Ладно, на твой глаз?
- Митяйко, не приметил, куда я ворс - бы поставила?
И то Митюньке далось, что отец смолоду ловко на рожке играл. Этот тоже пи - кульку смастерит, так она у него ровно сама песню выговаривает.
Данило по своему мастерству все ж таки зарабатывал ладно. Ну и Катя без дела не сиживала. Вот, значит, и поднимали семью, за куском в люди не ходили. И об одежонке ребячьей Катя заботилась. Чтоб всем справа была: пимешки там, шубенки и протча. Летом - то, понятно, и босиком ладно: своя кожа, не куплена. А Митюньке, как он всех жальчее, и сапожнешки были. Старшие братья этому не завидовали, а малые сами матери говорили:
- Мамонька, пора, поди, Мите новые сапоги заводить. Гляди: ему на ногу не лезут, а мне бы как раз пришлись.
Свою, видишь, ребячью хитрость имели, как бы поскорее митины сапожешки себе пристроить. Так у них все гладенько и катилось. Соседы надивовались прямо:
- Что это у Катерины за ребята! Никогда у них и драчишки меж собой не случится!
А это все Митюнька - главная причина. Он в семье - то ровно огонек в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думки наведет.
К ремеслу своему Данило не допускал ребятишек до времени.
- Пускай, - говорит, - подрастут сперва. Успеют еще малахитовой пыли наглотаться.
Катя гоже с мужем в полном согласии: рано еще за ремесло садить. Да еще придумали поучить ребятишек, чтоб, значит, читать, писать, цифру понимать. Школы по тогдашнему положению не было, и стали старшие - то братья бегать к какой - то мастерице. И Митюнька с ними. Те ребята понятливые, хвалила их мастерица, а этот вовсе на отличку..... В те годы по - мудреному учили, а он слету берет. Не успевает мастерица показать - он обмозговал. Братья еще склады толмили, а он уж читал: знай, слова лови. Мастерица не раз говаривала:
- Не бывало у меня такого выученика.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.