Бетонирование начали в три часа дня. К полуночи котлован под фундамент первого генератора ТЭЦ успели заполнить бетоном лишь наполовину... Прекращать закладку? Нельзя! На таком морозе бетон затвердеет, н в фундаменте возникнет опасный «шов». Но и продолжать работу эта смена не могла. Люди устали до предела. Прораб сел в грузовую машину и помчался в поселок. У дома, где жил бригадир плотников - верхолазов Николай Мут, прораб выскочил и постучал в окно:
- Эй, слышь, Николай! Поднимай ребят!
Вдвоем они пошли от дома к дому, тревожно барабаня в двери, поднимая верхолазов с постели.
Три друга - Борис Митёкин, Василий Бортняк и Петр Шишкин - собрались быстрее всех. Вставать по тревоге для них - дело привычное: они недавно закончили службу в армии и приехали в Темир - Тау по комсомольским путевкам.
Всю ночь на тридцатиградусном морозе одиннадцать молодых верхолазов принимали и уклады вали бетон. Фундамент был полностью забетонирован.
На строительстве Карагандинского металлургического комбината - два ударных комсомольских объекта: ТЭЦ и первая дом на.
Над степью пока поднимается только широченное основание домны, а комсомольцы уже дали ей почетное название - имени 40 - летия ВЛКСМ.
В плане строительства записано: первую очередь Карагандинского металлургического завода - две домны - пустить в конце шестой пятилетки. Срок малый, сделать еще надо очень много. Ведь там, где должны бушевать доменные плавки, пока гуляют буранные вихри. Но первое же знакомство с молодыми строителями Темир - Тау вселяет уверенность: планы будут осуществлены, Казахстанская Магнитка даст металл в срок!
На строительстве ТЭЦ работают три неразлучные подружки, три кубанские казачки - Вера Диденко, Вера Новоскольцева и Валя Солодилова. Прораб хорошо знает их и, раздавая сменные задания, старается не разлучать подруг. Они всегда и всюду вместе. И вечерами, когда в коридоре молодежного общежития вдруг раздаются задорные кубанские песни, все безошибочно определяют: пятнадцатая комната идет с работы...
Три подружки родились в станице Константиновской. Работали они в одном колхозе и даже жили по соседству. Никуда дальше районного центра они не выезжали и видели огромный мир лишь на эк -
<текст утерян>
Секретарь комитета слесарь Николай Сорокин собрал добровольцев - техника Зою Цыганову, арматурщиков Николая Конюхова, Андрея Пархоменко. И каждый дань после работы ходили они помогать товарищам.
В узкой комнатке, где разместилась редакция многотиражной газеты «Строитель», на столе лежит словарь, какой вряд ли увидишь в редакции центральной газеты, - «Русско - болгарски речник». Раз в неделю многотиражка выпускает полосу на болгарском языке для добровольцев, прибывших в Караганду из Болгарии, чтобы помочь строителям и самим поучиться у русских братьев.
Как - то в затяжной жестокий буран на карагандинском шоссе застряла машина. Один из пассажиров вылез из кузова и пошел пешком. Семнадцать километров отмахал он сквозь вьюгу, и когда добрался до общежития и начал старательно растирать только одну ногу, ребята забеспокоились:
- Снимай сапоги, растирай ноги!
- О второй ноге не беспокойтесь: протез!
Это был болгарский экскаваторщик Владимир Конев, необычная биография которого широко известна на стройке. Осенью 1944 года, когда советские войска форсировали Дунай, Владимир вместе с товарищами сразу же вступил добровольцем в Болгарскую народную армию. Фронтовые дороги провели его по Македонии, Югославии, Венгрии и Австрии. В армии он стал коммунистом. После войны, когда в Болгарии началось строительство большой плотины, Владимир в числе первых пришел на эту стройку. Работая на советском экскаваторе «Ковровец», он трудился так же самоотверженно, как и боролся плечом к плечу с советскими воинами за освобождение своей родины от фашистского ига. За работу на стройке Владимира наградили орденом Димитрова.
В январе 1953 года с Владимиром случилось несчастье. Вышел из строя экскаватор, на котором работал неопытный парнишка Христо: заело большую шестерню поворота кабины. Владимир уже заканчивал ремонт, когда Христо, сидевший в кабине, нечаянно включил механизм. Ногу Владимира затянуло в шестерни...
- Ну, какой ты теперь экскаваторщик? - говорили ему соседи по больничной койке. - Будешь газеты на улице продавать.
Но Владимир оказался волевым парнем. Ему сделали протез, и через три месяца он снова сидел в кабине «Ковровца». Правительство наградило мужественного экскаваторщика вторым орденом Димитрова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.