Смотрел у друзей-горнолыжников любительский фильм «Скованные одной цепью». Жанр определить затрудняюсь – то ли комедия, то ли фильм ужасов. С одной стороны, здесь кот Леопольд и Иван Васильевич, который никак не решится сменить профессию, с другой – горные вампиры и хозяин местного фотоателье «Гильотина». И даже баба-яга не в привычной ступе, а на горных лыжах.
Идея проведения подмосковного лыжного «горновала» (да-да, именно так официально называется праздник) возникла лет десять назад в горнолыжном клубе архитекторов. – Маститые архитекторы осуществляли общее руководство, а на нас, в ту пору студентов Московского архитектурного института, была возложена вся оформительская работа, – вспоминает не пропустивший ни одного «горновала» Алексей Печенки н. – Старались придумать что-то неординарное, интересное для всех – детей и взрослых, новичков и асов горнолыжного спорта.
Чего-чего, а уж фантазии молодым архитекторам было не занимать. И тот, теперь уже давний, самый первый «спортивный шабаш, праздник души и тела» положил начало доброй традиции театрализованного закрытия горнолыжного сезона.
Что такое горы в нашем представлении? Памир, Кавказ, Карпаты, наконец. А холмы на подмосковной станции Турист, похожие на разогнутые подковы, – это разве горы? Но не дай вам бог сказать это вслух в компании московских горнолыжников, ведь именно здесь каждый из них раз и навсегда влюбился в снежные склоны. Именно сюда они исправно приезжают на электричке каждую субботу и воскресенье, ночуют у знакомых из окрестных деревень, а то и просто в пещерах, вырытых в снегу, с первыми лучами солнца забираются на облюбованную горку и, задыхаясь от восторга и собственного бесстрашия, бросаются вниз.
С каждым годом «горновал» собирает все больше приверженцев. И даже неумелые новички не чувствуют тут себя лишними: учиться падать – это тоже наука. А на асов посмотрите – тоже в снегу с головы до ног. У них, правда, сражение идет – «доноры» против «вампиров». Трасса и так у «доноров» жуткая – то подлезать под препятствия, то перепрыгивать их приходится, а тут еще «вампиры» за ноги хватают. Не всякий «донор» доедет до своей шоколадки на финише.
А как вам женский слалом «бабье лето»? С официальным объявлением, что победительницу «ждет большое будущее Впрочем, любая победительница променяла бы свою золотую деревянную медаль метрового диаметра на титул королевы костюмированного бала.
– У нас и «горнобал» необычен, – рассказывает перворазрядница психолог Ирина Скотникова. – Мало изобрести себе новый костюм, надо еще и подать его эффектно. Попробуйте-ка спуститься с горы «в тон костюму», да еще читая речитатив собственного сочинения.
А если вы явились впервые и не «при параде»? Не беда, экипироваться можно и на месте – видите, на елке висят карнавальные очки? Нужно только разогнаться, съезжая с горки, удачно попасть на трамплин, сорвать очки в полете – и они ваши. А еще чуть повыше – маска красавицы. Вы ведь помните сказку о Сивке-Бурке...
Не помните – вам ее тут же расскажут. На маленькой горке, именуемой в просторечии «лягушатником», полным-полно сказочных персонажей. Кандидат филологических наук и начинающий горнолыжник Антон Кошкин приезжает сюда как в фольклорную экспедицию. Самый, наверное, популярный персонаж здесь – Кай, гоняющий на санях всевозможных фасонов. Только вот его мама, Снежная Королева, бросает на озорника совсем не строгие взгляды...
Пролетел лихой молодец через обруч – добро пожаловать в буфет без монет. Он, правда, и так открыт для всех желающих, но кто же не пропустит без очереди гонца на лыжах-скороходах? Тому ведь надо еще успеть обежать большую гору – это кто там сказал «холм»?! – и оповестить народ о срывании всех и всяческих масок и коллективном уходе из большого спорта. До следующей зимы.
Инициаторы проведения «горновала» архитекторы недолго оставались в одиночестве – вскоре на помощь к ним пришел спортивный клуб Академии наук. Предложили содействие и многие другие коллективы физкультуры. В стороне остались лишь спорткомитет Москвы и столичная федерация горнолыжного спорта. От них помощи в устройстве подъемников или оборудовании склона никакой. Туристы, правда, милостей со стороны не ждут, действуют сами, но как бы пригодилась им такая поддержка.
Что удивительно – те неумехи, которые за компанию с приятелями пришли на первое представление и фотографировались в знаменитом ателье «Гильотина», облачась в картонное туловище лихого слаломиста, теперь восхищают своим катанием новичков, пришедших им на смену. А те, добродушные, неуклюжие, напоминающие в своей скафандровой амуниции космонавтов, недоверчиво качают головами в ответ на россказни старожилов. И не верят до тех пор, пока сами, судорожно оттолкнувшись палками, не скользнут с вершины, задыхаясь, пока от страха.
А вам не хотелось бы сняться в таком фильме?
Неловкий с виду арлекин вдруг выдал на косогоре сальто. На лыжах! Это уже элемент фристайла – в буквальном переводе «свободного стиля». Лыжная акробатика оформилась в самостоятельный вид спорта в конце шестидесятых годов в Северной Америке. А спустя десять лет группа туристов привезла в Москву видовой фильм «Спирит». Что творили на экране лыжные трюкачи! Среди первых зрителей были москвичи-горнолыжники. Одного часа им хватило, чтобы заболеть фристайлом.
Где экспериментировать? Естественно, на склонах Туриста. На втором по счету «горновале» для показательного выступления аспиранта Московского авиационного института Сергея Шайбина освободили чуть не полсклона. Ему бы очень пошло одеяние мага-чародея – так заворожил всех на горе... Последователи нашлись тут же. Такие фигуры изобретали, что их и на батуте выполнить непросто. А здесь жесткий склон, рытвины, ухабы... Нападались, конечно же, вдоволь. Но в прошлом году, на первых официальных всесоюзных соревнованиях по фристайлу, проводившихся неподалеку от Туриста, в деревне Парамоново, чемпионом стал представитель ДСО «Спартак» тот же Сергей Шайбин, а его ученики заняли места вплотную к пьедесталу почета – вот куда привела лыжня, начавшаяся с экспромта.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.