Творец научного коммунизма, величайший гений человечества, Карл Маркс родился сто двадцать лет назад - 5 мая 1818 пода в Германии, в городе Трире. Отец его был адвокатом. В числе близких знакомых отца Карла Маркса был Людвиг фон Вестфален. С его дочерью Женни Карл подружился еще в детстве. Впоследствии они горячо полюбили друг друга и Женни стала женой и верным товарищем Карла во всех его трудах и борьбе.
Уже в гимназии Маркс обнаружил незаурядные литературные дарования и самостоятельность мышления. «Если он (человек. - Н. М.) работает только для себя, - писал Маркс в ученическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии», - то он, конечно, может стать знаменитым ученым, великим мудрецом, прекрасным поэтом, но никогда не может стать совершенным, истинно великим человеком». (Маркс и Энгельс. Т. I, стр. 420 - 421).
Блестяще окончив курс гимназии (в это время ему было всего 17 лет), Карл Маркс поступил в университет. Отец Карла хотел, чтобы его сын стал юристом, поэтому сперва Маркс занялся юридическими науками, но потом бросил их и перешел к истории и философии.
Маркс всякому делу отдавался со страстью: он работал дни и ночи. Он изучал юридические науки, философию, историю литературы и искусства, переводил с греческого и латинского, занимался естественными науками, итальянским и английским языками. Он написал за это время несколько работ, но потом, недовольный ими, безжалостно сжег их. Он доработался до полного переутомления. Врач потребовал, чтобы Маркс отдохнул. Маркс послушался, но очень своеобразно провел свой отпуск. «Во время болезни, - писал он отцу, - я познакомился с Гегелем, от начала до конца, включая большинство его учеников». (Маркс и Энгельс. Т. I, стр. 437). А сочинения Гегеля принадлежат к числу труднейших для чтения книг.
В 1841 году Маркс окончил университет и хотел заняться чтением лекций в университете в Бонне. Но он был прежде всего революционером: темперамент бойца увлек его из области философии в область политики.
Пруссия, наиболее крупное государство Германии, была в то время самодержавной монархией. Буржуазия, еще только нарождавшаяся, а потому слабая, была лишена политических прав. Она сама хотела стать в стране господствующим классом и вела против монархии борьбу, но борьбу робкую, нерешительную. В 1842 году Маркс был революционным демократом, требующим революционной ломки феодальных пережитков, ломки дворянского, крепостнического землевладения и королевской власти, сторонником демократической республики. Либеральные вожди буржуазии задумали издавать в Кельне новую газету. Маркс, которому в то время не было еще и 24 лет, был приглашен стать одним из ее сотрудников. Маркс согласился, и 1 января 1842 года вышел первый номер «Рейнской газеты». С осени 1842 года Маркс стал ее главным редактором. Газета требовала всеобщего избирательного права, уничтожения постоянной армии, свободы слова, печати, собраний.
В марте 1843 года «Рейнская газета» была закрыта прусским правительством, и Маркс вместе с женой уехал из Германии во Францию, в Париж, чтобы заняться там вместе со своим тогдашним другом Арнольдом Руге изданием и редактированием задуманного ими журнала «Немецко - французские летописи». Однако главная его работа в это время состояла в изучении сочинений французских социалистов и истории классической буржуазной революции во Франции конца XVIII века.
В конце августа 1844 года на пути из Англии в Германию заехал в Париж молодой Фридрих Энгельс и здесь встретился с Марксом. Продолжительные беседы Маркса и Энгельса показали полное совпадение их взглядов по всем вопросам философии, экономики и политики. Оба они прошли перед этим через школу философии Гегеля, оба взяли из нее то, что было в ней правильного и революционного (диалектический метод), и оба поняли необходимость, отбросив идеалистическую основу гегелевской философии, сочетать диалектику с материализмом.
Эта встреча завязала на всю жизнь самые тесные, дружеские отношения между Марксом и Энгельсом. Они решили немедленно приняться за критический пересмотр широко распространенных тогда философских теорий учеников Гегеля - сторонников идеалистической философии. В результате этой работы ими была написана совместно (главным образом Марксом) книга «Святое семейство», вышедшая в марте 1845 года. Вторая совместная их работа того времени - «Немецкая идеология», - написанная в 1845 году и посвященная также критике философского идеализма, не была напечатана в свое время, так как не нашлось издателя. Она была издана впервые в СССР в 1933 году. Живя в Париже, Маркс вращался в кругах немецких эмигрантов, которых реакционное прусское правительство заставило покинуть родину. Маркс вел революционную пропаганду. Эта деятельность Маркса вызвала недовольство прусского правительства, и оно в январе 1845 года обратилось к французскому правительству с просьбой выслать Маркса из Франции. Французское правительство также опасалось пропаганды Маркса среди французских рабочих, и в январе 1845 года он должен был уехать из Франции в Бельгию. Будущий вождь рабочего класса поселился в Брюсселе - столице Бельгии.
* * *
Еще к 1844 году Маркс закончил выработку своих основных философско - политических взглядов. В Брюсселе Маркс продолжал изучать политическую экономию. В 1847 году он издал в Брюсселе свою книгу «Нищета философии», направленную против французского анархиста Прудона. В этой интереснейшей работе Маркс уже показал основательное знание экономических вопросов и ясное понимание классовых задач пролетариата. На ее страницах он высказал многие глубокие мысли, которые позже были развиты в «Манифесте Коммунистической партии», в знаменитом «Капитале» и в других работах.
Живя в Брюсселе, Маркс энергично занялся пропагандой среди рабочих - эмигрантов. Немецкие рабочие - эмигранты были объединены в то время в организацию, которая называлась «Союз справедливых». Центр этой организации находился в Лондоне. В начале 1847 года ЦК «Союза» послал в Брюссель одного из своих членов, чтобы привлечь Маркса и Энгельса к работе. Они согласились и во время переговоров убедили представителей «Союза» изменить его название и характер деятельности. «Союз справедливых» принял наименование «Союза коммунистов». Благодаря Марксу и Энгельсу этот «Союз» из кружка заговорщиков превратился в организацию для пропаганды коммунистических идей. Организация эта имела международный характер: в числе членов ее были немцы, англичане, бельгийцы, венгерцы и др. Маркс сразу приобрел в «Союзе» большое влияние. И съезд «Союза» в Лондоне в начале декабря 1847 года поручил Марксу и Энгельсу составить новую программу.
Маркс и Энгельс энергично принялись за работу. Новая программа была, по предложению Энгельса, названа «Манифестом Коммунистической партии». Написан «Манифест» с изумительной силой и блеском. Издан он был перед самой революцией, вспыхнувшей во Франции в конце февраля 1848 года. Вернее сказать, книжка еще брошюровалась в типографии, когда началась революция в Париже.
В этой небольшой книге Маркс и Энгельс изложили основы революционного мировоззрения пролетариата. Впервые в истории пролетариат получил законченную программу борьбы, указывавшую ему правильный путь к победе над капитализмом - завоевание политической власти и насильственное упразднение капиталистических производственных отношений. Впервые в истории с научной точностью были установлены законы развития классового общества, великая революционная роль пролетариата и его конечная цель - коммунистический строй.
«В этом произведении, - писал В. И. Ленин, - с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно - исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 6).
Победа революции в Париже послужила сигналом к революционным вспышкам в соседних странах. Испуганное бельгийское правительство решило выслать из страны Маркса, которого оно рассматривало как очень опасного агитатора. Вечером 4 марта 1848 года Маркс получил приказ немедленно выехать из Бельгии. Но не успел еще Маркс собрать свои вещи для отъезда, как в ту же ночь у него произвели обыск и он был арестован. Правда, арест продолжался недолго. Как только Маркса освободили, полиция заставила его выехать из Бельгии. Маркс направился тогда со своей семьей в Париж, так как временное правительство, установленное революцией, не только отменило изданный правительством свергнутого короля Луи - Филиппа приказ о высылке Маркса из Франции, но и пригласило его поселиться во французской столице.
В Париже Маркс оставался недолго. Революционные события развивались очень быстро. Уже 13 марта вспыхнула революция в Австрии (в Вене), а 19 марта - в Пруссии (в Берлине). Маркс и Энгельс направились в Германию. Местом своей работы Маркс избрал Кельн. Там он приступил к изданию газеты, которую назвал «Новой рейнской газетой».
Газета Маркса стала руководящим центром пролетарских и революционно - демократических элементов Германии. Маркс боролся за то, чтобы германский пролетариат в начавшейся революции стал вождем широких масс трудящихся - мелкой городской буржуазии и в особенности крестьянства. При этом условии, говорил он, германская революция не ограничится мелкими уступками со стороны монархии в пользу буржуазии, а дойдет до полного уничтожения монархии и помещиков, до освобождения крестьянства от помещичьей эксплуатации и пойдет дальше, будет перерастать в социалистическую революцию пролетариата, в диктатуру пролетариата.
«Новая рейнская газета» начала выходить 1 июня 1848 года. Это была единственная в Германии газета, которая прямо и открыто защищала интересы пролетариата. Энгельс принимал в газете энергичное участие: он написал для нее очень много руководящих статей.
Прусское правительство в конце сентября 1848 года закрыло газету на шесть недель.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.