Первый спектакль, в подготовке которого я принял участие как художник по костюмам, – «Безумный день или Женитьба Фигаро» в Театре сатиры. Затем были МХАТ, «Ромэн», Вахтанговский, имени Моссовета. «Современник». Пьесы самые разные: «Вишневый сад», «Здравствуй, Пушкин», «Ричард Ш», «Принцесса Турандот»... Кроме того, много работаю для эстрады. Вот уже несколько лет я член Союза художников. Постоянно рисую: фиксирую состояние прошедшего дня, сиюминутное настроение, мысли. Все это, конечно, неотъемлемо от моей основной профессии, поскольку помогает полнее раскрыть творческие возможности, выйти на новые горизонты. Совершенная линия на бумаге – залог совершенства линий модели. Рисую я и потому, что мне, как всякому художнику, важна отдача.
– Поиски кого из коллег вы считаете наиболее интересными?
– Хороших художников-модельеров сейчас в стране много. Москвички Елена Стерлигова и Лина Телегина, минчане Инна и Владимир Булгаковы... Еще мало кому известные, но талантливые художники, вчерашние студенты, пришли в Ленинградский дом моделей.
– Капризы моды вогили в поговорку. Наверное, такова и фантазия у ее создателей – капризная, переменчивая?
– Все сколько-нибудь значительные изменения в одежде социально обусловлены, продиктованы требованиями времени, а не чьей-то прихотью. Художник-модельер просто воспринимает их тоньше и прежде остальных соображает: пора, скажем, переходить от поднадоевшего прямого силуэта к трапециевидному, от маленького платья – к свободному. А вот эти, ставшие уже классическими модели, наоборот, менять не надо. Чтобы вдохнуть в них новую жизнь, достаточно изменить цвет и фактуру тканей.
– Чем тогда был обусловлен, например, столь резкий поворот от мини к макси? Правда ли, что на Западе мини-мода была спровоцирована фабрикантами, заинтересованными в выпуске колгот взамен более дешевых чулок, а макси-мода – текстильными фирмами? И почему мини держались долго, а макси только один год?
– Сначала отвечу на второй вопрос. Навязать моду очень трудно. Так, европейские фабриканты, попытавшиеся было навязать покупателям макси раньше времени, потерпели неудачу.
А теперь о собственно моде. Мини-мода – реакция на стремительные жизненные ритмы нашего века. Она, как бы продлевала женщинам молодость – короткое платье всегда ассоциировалось с девочкой-подростком. В этом секрет долголетия мини. К сожалению, соблазн охватил и тех женщин, кому они не подходили ни по возрасту, ни по фигуре. И мода оказалась скомпрометирована. Тогда модельеры предложили макси. Они были как вынужденная посадка и продержались год. Еще на год их сменили миди, а затем завершился переход к проверенной временем, наиболее элегантной и удобной классической длине.
Феномен моды, ее история и эволюция вообще весьма любопытны, а подчас поучительны. Однажды на Ленинградской студии телевидения я познакомился с очень интересным ученым, кандидатом искусствоведения Л. В. Петровым. Беседа с ним и его брошюра «Мода как общественное явление» произвели на меня большое впечатление. Парадоксально, однако, что самый массовый вид прикладного искусства исследуют единицы искусствоведов, а популяризируют и того меньше. В конце концов я даже решился сам вместе с двумя близкими мне по духу журналистами подготовить книгу.
– Понятно, что в рамках интервью ее не пересказать. Но хотя бы несколько ярких фактов, так сказать, для знакомства, чтобы заинтересовать темой...
– Знакомство состоится, когда книга выйдет в издательстве «Молодая гвардия»-. А просьбу вашу я охотно выполню, воспользовавшись главным образом упомянутой выше брошюрой Петрова. Итак, несколько штрихов к портрету моды.
...Вне моды человека нет. Каждый из нас несет ее отпечаток. Он либо старомоден, либо ультрамоден, либо современен.
...Дети оценивают своих сверстников «по одежке» уже в 3 – 4 года. Первоклассники характеризуют по ней товарищей в 88 случаях из ста.
...Вопрос о происхождении одежды до конца неясен. Вряд ли она появилась только как защита от непогоды – ведь арабы кутаются в жару, а жители островов около мыса Горн оставались обнаженными и в холода.
...Внушительная драгунская форма возникла не щегольства ради, а чтобы в бою было легче отличить своих от чужих.
...В допетровской Руси, когда сарафан носили и женщины и мужчины (включая царя), окладистая борода была отличительным знаком пола для всех слоев населения. Затем она стала уделом простонародья. И в 1812 году вместе с казаками завоевала Париж, а уж там снова привлекла внимание российского дворянства. Как писали, «русские очутились с прежней своей собственной бородой, которую выслали было в дверь, но которая вернулась к нам в окно из-за тридевяти земель с заграничным патентом». Мода на бороды и усы уже в наше время возникла как ответная реакция на распространение женских брюк и феминизированные длинные прически, а также различные рюшки, кружева, прочие украшения у мужчин.
...«Прямо поразительна та ненависть, с которой почти везде мужчины встречали это нововведение. Уличные скандалы в столицах мировых, как и у нас в России, поражают своей нелепостью, своей беспочвенностью. Что, собственно говоря, теряют мужчины при введении новой моды? » Эти строки из «Дамы в штанах» – очерка по истории эволюции женского платья, увидевшего свет в Киеве в 1912 году. Однако борьба против женщин в брюках началась куда раньше. К ней причастно даже священное писание, где сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред господом богом твоим всякий делающий сие».
...Екатерина П терпеть не могла ни французской моды конца XVIII века (за нею чудилась революция), ни лорнетов. Понимая, что бороться запретами с тем и другим бессмысленно, она повелела одеть по французскому «модному фасону > петербургских будочников. На Невском также появились запряженные в экипажи лошади с огромными очками. Компрометация оказалась сильнее запретов.
...Саквояжи «модель атташе» (он же «кейс» или «дипломатка») первоначально стали модны, увы, благодаря одному из фильмов с Джеймсом Бондом – в таком «агент 007» носил яд, отмычки, оружие и прочее шпионское снаряжение, делавшее его всемогущим. Конечно, нынешние владельцы Н «дипломаток» об этом не задумываются, предпочитая их портфелям просто о потому, что форма последних сильно примелькалась.
– Наш разговор, как в журнале мод, почти все время идет вокруг «, женского платья. Справедливо ли забывать о мужчинах?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.