«Глядя на страницы сегодняшних газет, читатель может подумать, что вся Америка сходит с ума от комиксов. Пиф! Паф! Бах! – крушит все вокруг себя Неправдопо-добный Громадина, перепрыгивает через небоскребы Удивительная Женщина, напрягаются бицепсы Капитана Америка, удар которого разит врага на любом расстоянии, ползет по отвесной стене Человек-Паук... Кое-кто поговаривает, что американское телевидение всегда напоминало огромный электронный журнал комиксов. Во всяком случае, сегодня канал американского телевидения Си-Би-Эс можно было бы назвать «Comic Book Supplier» («Приложение к журналам комиксов»)...
Это пишет журнал «Тайм» в статье, посвященной крупнейшему производителю комиксной макулатуры конца 70-х годов «Марвел комикс компани». Да, «комиксы являются одной из немногих вещей, которые связывают американцев воедино», – отмечает английский ученый Джеффри Горер. Комиксы заполняют значительную часть свободного времени американцев, при этом особенно большое влияние оказывают они на детей и подростков. Солидные буржуазные авторы нередко характеризуют комиксы как «безобидный хлам»... Так ли это?
На самом деле это «безобидное» средство развлечения – весьма эффективное орудие манипуляции сознанием подрастающего поколения. Эта манипуляция осуществляется в самых разных формах, но в определенном направлении. К примеру, последнее творение Стэна Ли, автора супергероев «Марвел комикс», – Капитан Америка. На шлеме этого героя горит огромная буква «А», и его легко отличить по одежде, которая включает все атрибуты флага Соединенных Штатов. «Миссия Капитана Америка, – пишет автор статьи в журнале «Тайм», – бороться со всеми врагами американского образа жизни». Добавим, что Капитан одинаково беспощаден и к внутренним «врагам» и к внешним. А реклама, которая сопутствует подобному комиксу, предлагает американскому подростку купить специальный металлический браслет для «смертельного удара»: «Будь похож на Капитана!»...
Мы предлагаем читателям поближе познакомиться с «безобидным» комиксом.
Немного истории. Слово «комикс» означает «комическое». Такими должны быть по замыслу их создателей рассказы в картинках, сопровождаемые минимальным количеством текста. Первые «комические» серии графических рисунков-рассказов стали появляться в американских газетах с 1890 года. Их авторами были три художника – Фредерик Опер, Джеймс Свенертон и Ричард Фелтон Аутколт, а владельцами издававших их газет – знаменитые американские магнаты прессы Джозеф Пулитцер и Уильям Херст. Первую серию опубликовала газета Пулит-цера «Нью-Йорк Уорлд», вторая серия, помещенная в той же газете и в «Джорнел» Херста, стала особенно знаменитой. Это были комиксы «Еллоу кид» («Желтый парнишка»), из названия которых родился термин «желтая пресса» – своего рода характеристика бульварной печати с ее сенсационностью, низким уровнем подачи материала и огромными тиражами.
Публикация комиксов столь значительно повысила тиражи газет Херста и Пулитцера, что по их примеру с 1914 по 1929 год почти все американские газеты
ввели «смешные страницы». Впоследствии эти картинки стали печатать горизонтальными полосками – такой метод впервые использовала в 1925 году газета «Нью-Йоркер», и этот признак считают существенным, когда определяют разницу между комиксом и карикатурой.
Рассказы в картинках становятся подчас не только не смешными, но и либо вовсе лишенными смысла, либо страшными. Дракулы. упыри, вурдалаки, гангстеры действуют в комиксах наряду с персонажами известных сказок.
В 1937 году комиксы стали издаваться отдельными журналами – они уже являются важнейшей частью печатной индустрии США. В середине 50-х годов общий разовый тираж журналов комиксов в США достигает огромной цифры – 90 миллионов экземпляров. Современники замечают: «Дети и подростки не расстаются с комиксом ни на улице, ни за обедом, засыпают они тоже с комиксом». В 70-е годы более ста американских издательств выпускает ежегодно свыше 250 миллионов экземпляров журналов-комиксов, причем основными читателями этих комиксов являются дети и подростки от 7 до 14 лет.
Со времени появления комиксов на экранах телевизоров американские подростки, по признанию их родителей, практически ничего не читают. Если в их руках оказался журнал – это обычно комикс, а в остальное время они прикованы к стулу и впиваются глазами в телевизор, где перед их взором проносятся супергерои, фантастические существа, взлетают невиданные аппараты, раздаются взрывы бомб и демонстрируется разрушительное оружие будущего...
Индустрия комиксов. Сегодня фактически каждая серия американских комиксов – в газете, журнале, на телевидении – принадлежит синдикатам, среди которых доминируют 25 крупнейших во главе с «Кинг Фиэчез». В руках этого концерна сосредоточено 65 из 300 названий комиксов, в том числе «Пак» – воскресная серия комиксов, имеющая тираж в газетах около 15 миллионов.
В США 60 процентов населения читают комиксы ежедневно, одни только воскресные газетные комиксы просматривают более 100 миллионов человек. По мнению некоторых американских исследователей, больше всего читают комиксы беднейшие слои населения и меньше всего ими интересуются в богатых семьях. Такая обратно пропорциональная зависимость вполне объяснима: комиксы выступают суррогатом тех развлечений, которые в буржуазном обществе доступны лишь весьма обеспеченному человеку, – гоночный автомобиль, яхта, плавательный бассейн, гольф или теннис... Приведенные цифры, впрочем, не дают достаточно полной картины численности аудитории журналов комиксов – ведь каждый журнал прочитывают минимум 2 – 3 человека, телевизионные комиксы смотрит, как правило, вся семья.
Разумеется, в США есть семьи, в которых комиксы никогда не были просто развлечением – с их помощью делали деньги. Назовем, например, семью покойного Уолта Диснея. Это имя известно всему миру, его обладатель был назван «Чемпионом премий» в «Книге Рекордов», которая вышла в 1977 году в Лондоне: Уолт Дисней награжден 29 премиями кино «Оскар» и четырьмя телевизионными премиями «Эмми». Трудно переоценить популярность этого человека, создавшего известных всему миру Белоснежку и семь гномов, Мики-Мауса, утенка Дональда Дака и других героев комиксов. Имя его до последних дней было окружено ореолом таинственности, и легенда об Уолте Диснее стала одной из наиболее популяризуемых легенд Голливуда.
Американцы знают историю о том, как в 1923 году на известную киностудию пришел юноша из Канзас Сити и попросился на любую работу. Сначала он был всего лишь ассистентом режиссера, но «необыкновенный талант, колоссальное трудолюбие и счастливый случай» сделали его в условиях «свободного американского общества» миллионером. Пресса распространила миф о добром и трудолюбивом миллионере, своего рода герое и подвижнике в искусстве. Много писали и о том, что некоторые куклы на студии «Диснейлэнд» стоили их хозяину огромных сумм. Да, сказка о счастливой фортуне Диснея до сих пор не потеряла притягательной силы для простого американца, а дети многих стран всегда видели в нем мага и волшебника.
Но многие ли знают о том, что уже самый первый творческий успех знаменитого мультипликатора был обеспечен финансовой поддержкой его брата Роя Диснея? Уолт Дисней был талантливым и изобретательным художником, но его головокружительная карьера началась не на пустом месте. Доллары и в данном случае свою роль сыграли.
С 1928 года Уолт Дисней, как говорится, «не брал в руки карандаш». После успеха «Белоснежки» он выступает уже не в роли художника, а в качестве президента фирмы, эксплуатирующей чужой труд и чужой талант. Уолт Дисней направлял деятельность фирмы, Рой руководил финансовой стороной дела. В 1962 году в рождественском номере журнала «Ньюсуик» было опубликовано интервью с братьями Дисней. По признанию финансового директора компании, доход только одной студии этого разветвленного объединения, «Пиноккио», составил в том году 70 миллионов долларов. Но это были доходы, так сказать, внутри страны. Комиксы синдиката по лицензиям фирмы «Диснейлэнд» распространяются в 50 странах на 15 языках отдельными выпусками и в 5 тысячах газет более чем на 30 языках.
В том же 1962 году школе в Марселине, где учился автор «Белоснежки», присваивалось имя Уолта Диснея. Неожиданно в торжественной речи шестидесятилетний Уолт произнес загадочные слова: «Я не современный. Я не смешной. Я ужасный. Я прячусь за мышкой, уткой и многими другими вещами». Журналисты Ричард Мэтисон и Мартц Лоуренс попытались тогда обыграть его слова так, что он необыкновенно скромен и чувствителен и боится массы людей. Они писали, что «он все знает, знает, как стать Мисс или Мистером Америка, он предчувствует, что может иметь успех, но он не хочет быть близок людям как индивидуальность. Он просто хочет хорошо делать то, что делал до сих пор, – известный всему миру богатый дядя».
Однако признание «богатого дяди» не было таким уж случайным, лишенным оснований. Ярый антикоммунист, один из наиболее активных сторонников сенатора Голдуотера, Уолт Дисней, свидетельствуют в своей книге «Как читать комиксы про Дональда Дака» американские авторы А. Дорфман и А. Маттеларт, в период маккартизма не гнушался и тем, что лично сообщал в ФБР сведения о своих «неблагонадежных» сотрудниках...
Биографии других бизнесменов индустрии комикса не изобилуют столь пестрыми красками, но именно их издательства производят основную массу комиксной макулатуры. В начале 70-х годов в США было 100 таких издательств. В последние годы внутри этой системы происходит эволюция, характерная для любой отрасли капиталистического производства: мелкие издательства поглощаются крупными. Крупнейшим издательством комиксов в США становится в 70-е годы издательство «Марвел комикс». Сегодня это уже не только издательство, но и основной поставщик многих телевизионных серий комиксов. Той же компании принадлежит политический журнал комиксов «Мэд».
– Хей, Майт! Время вставать, идти на работу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.