Каменная радуга

Анатолий Малахов| опубликовано в номере №1260, ноябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ну, а что же случилось с истинным первооткрывателем ильменских богатств Мишелем Байки?

История затеряла его имя. О нем не упоминает в своей книге даже сам Менге. Носились слухи, что, вернувшись в родной Любек, купец первым делом вызвал господина кюре и исповедался в своих грехах. Главным грехом он считал связь с человеком, знавшим дьявола. Этот человек – его слуга, с помощью козней нечистого он вел поиск камней на Урале.

Выслушав Менге и отпустив ему грехи, кюре спешно поехал сообщить кому следует о человеке, знавшем нечистого.

Говорят, что через некоторое время полиция арестовала Мишеля Байка.

В верховьях реки Миасс более чем на полсотни километров растянулись Ильменские горы. Располагаясь в восточной части Южного Урала, эти горы примыкают к гигантской равнине Западной Сибири. Здесь сохранились многочисленные озера – Ильменское, Аргаяш, Малый Кисегач, Большое Миассово и другие.

После рейда предприимчивого купца Менге в Ильменский край хлынул разнообразный люд. Большей частью это были искатели легкой наживы. Покопавшись в отвалах горных выработок Менге, они извлекали оттуда топазы, бериллы, горные хрустали и несли все это перекупщикам в город Миасс.

Городишко Миасс был небольшим, построенным одним из промышленников в 1773 году по недоразумению. Показалось этому деятелю, что здесь можно поставить медный завод и получать большую прибыль. Он и начал строить, не считаясь с тем, что поблизости нет медной руды, Заводские постройки вскоре были заброшены. Промышленник прогорел, а город остался.

В Миасс и стали стекаться любители легкого заработка. Здесь можно было купить муки и сухарей, заполучить нехитрую снасть. В тайге, если ты с умом, можно легко прокормиться охотой и рыбной ловлей. В озерах было видимо-невидимо разной рыбы.

Снаряженные кирками, кувалдами, клиньями и лопатами, артели бродили в поисках фарта. Некоторые из них нашли россыпное золото, другие стали работать в Ильменских горах, рассчитывая наткнуться на такие же сокровища, которые увез отсюда немецкий купец.

Большинство из них не получало ничего. Попытки найти занорыши с самоцветами около известных копей не давали никаких результатов.

Да и как найти эти занорыши? Среди таежного бурелома надо суметь отыскать ту единственную точку, в которой следует заложить шурф. Горная выработка вскрывала сначала почвенный слой. Затем шли разрушенные выветриванием горные породы. После них врезались в сплошные скальные грунты. Каждый шаг в такой горной выработке давался с трудом. Надо, воткнув в трещину клин, бить по нему до изнеможения кувалдой. Сколько асе придется сделать ударов?

Вот тут-то и вспоминали про работу удачливых. Рассуждали во время короткого перекура:

– Как могли удачливые люди так посадить копь, что она попадала, без пристрелки, прямо на занорыш?

И ведь они знали, эти фартовые люди, что копь войдет в занорыш на третьем или пятом аршине. Как?

Пытались расспрашивать этих удачливых. А те молчали. Конкуренция. Зачем раскрывать секреты? Если ты неудачник – иди в хиту. Хитник – это грабитель, вор, хищник. Что найдет, пропьет. А сопьется – туда ему и дорога.

Одному из удачливых поисковиков удалось еще в 1784 году найти жилу амазонита. Камня нежно-лазоревого, фисташкового цвета. Этот камень залегал большим массивом – мощной жилой.

Привезли этот камень в Екатеринбург. Показали в гранильной фабрике. Камень понравился. Велели привезти крупные монолиты. Задумали из них сделать для царя вазы. Монолиты должны быть без единой трещинки, а весом тонн десять – двадцать.

На амазонитовой копи работала целая артель. Часть людей добывала монолиты. Большая же часть народа трудилась на доставке каменных глыб в столицу Урала. Шутка ли, такую махину передвинуть на двести верст!

Так шли десятилетия... За время с начала открытия ильменских сокровищ до Великой Октябрьской революции поисковики вырыли около полутораста копей. Во многих из них были вскрыты богатейшие залежи драгоценных и коллекционных минералов.

Об ильменских богатствах слагались легенды. Одну из них записал уральский сказочник Павел Петрович Бажов. Его сказ так и называется: «Солнечный камень».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены