Календарь «Смены»

опубликовано в номере №548, март 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Летом 1876 года крестьяне одной из деревень Вологодской губернии были свидетелями необычайного события: мчавшаяся под гору тройка лошадей тянула за собой на канате гигантский воздушный змей, на котором находился человек. Как сообщают очевидцы, человек этот «неоднократно поднимался в воздух и летал с комфортом».

12 января 1877 года в газете «Кронштадтский вестник» была помещена статья полковника Богословского об испытаниях летательной модели. Автор писал:

«На днях нам довелось быть при опытах над летательным аппаратом... Аппарат, при помощи своих двигательных снарядов, не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полёта аппарата изумительная: он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении... Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе блистательно побеждены...»

В том же году в петербургском манеже происходили испытания другой, усовершенствованной модели. «С. - Петербургские ведомости» в июне 1877 года писали, что модель «бегала и летала совершенно свободно и отрывалась очень плавно: полет происходил и тогда, когда на модель клали кортик, что сравнительно представляет груз весьма значительного размера».

15 (3) ноября 1881 года департамент торговли и мануфактур выдал патент на воздухоплавательный снаряд. В патенте указано, что «на сие изобретение прежде сего никому другому в России привилегии выдано не было».

И. наконец, летом 1882 года на Красносельском военном поле, близ лагеря Николаевского кавалерийского училища, произошло и вовсе неслыханное: на пригорке был установлен огромный странный аппарат в виде лодки с прикреплёнными к ней крыльями и хвостом, в лодку сел человек, заработали машины, завертелись винты, и. тронувшись с места, аппарат покатился, набирая скорость, по пологому деревянному настилу. Достигнув края, настила, он отделился от него и понёсся над землёй, пролетев более двухсот метров...

Это был первый в истории полёт человека на управляемом аппарате тяжелее воздуха, первый в мире аэроплан.

Все эти события, знаменующие собой последовательные этапы развития авиации и победу человека над воздухом, связаны с именем талантливейшего русского изобретателя Александра Фёдоровича Можайского.

В обширной зарубежной литературе, посвященной истории воздухоплавания, на все лады склоняются и превозносятся имена австрийца Отто Лилиенталя, французов Майо, Пено и Адера, англичан Баден - Поуэла и Хирама Максима, американцев братьев Райт как «пионеров» авиации, строителей первых самолётов...

Но как далеко опередил всех их наш славный соотечественник Александр Можайский! На десять лет раньше Майо совершил он свой первый полёт на своеобразном планере - воздушном змее, за тридцать один год до француза Фармана исследовал Можайский элероны, за двадцать два года до постройки аэроплана братьями Райт получил он патент на свой самолёт - первый патент не только в России, но и в мире. Братья Райт, как известно, впервые поднялись в воздух в 1903 году - спустя двадцать один год после полёта аэроплана Можайского. Характерно, что тогда как аппарат Можайского имел все пять основных элементов современного самолёта - силовую установку, фюзеляж, крылья, хвостовое оперение и шасси, - аэроплан братьев Райт много позже имел всего две части: силовую установку и крылья.

Почти тридцать лет своей жизни посвятил А. Ф. Можайский изучению проблем воздухоплавания. Вслед за созданием первого своего аэроплана он начал строить новый самолёт, более совершенной конструкции. Для него А. Ф. Можайский спроектировал специальную паровую машину мощностью в 50 лошадиных сил - самую лёгкую из всех существовавших тогда в мире.

Смерть помешала замечательному русскому изобретателю довести до конца свои работы. Труды энтузиаста авиации А. Ф. Можайского впоследствии были продолжены и развиты великими русскими учёными Жуковским, Циолковским, Чаплыгиным и другими.

Творец первого самолёта Александр Федорович Можайский родился 125 лет тому назад, 21 (9) марта 1825 года, умер 31 (19) марта 1890 года.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены