Рассказывают об одном иностранном учёном, посетившем Московский ордена Ленине энергетический институт имени В. М. Молотова. Побывав на лекциях, осмотрев многочисленные лаборатории, где очень молодые люди вели наблюдения над работой сложных энергетических установок, занимались экспериментами, конструированием, зарубежный гость сказал:
- Мне обещали показать учебное заведение, а привезли в научно - исследовательский институт. В моём понятии студент - это штудирующий науку по учебникам да по лекциям человек. А здесь... - и иностранец с недоумением пожал плечами.
Удивление иностранного учёного понятно. Советская система высшего образования коренным образом отличается от той, что принята в буржуазных странах. Теоретическое образование дополняется у нас производственной практикой на предприятиях, самостоятельной научно - исследовательской работой в стенах самого учебного заведения.
В Энергетическом институте имени В. М. Молотова эти отличия советской системы высшего образования выражены особенно ярко. Самостоятельным работам студентов здесь придают исключительное значение. С первого курса Студент института имеет еженедельно свободный день для таких работ. На старших курсах таких «свободных» дней два. Учебный план предусматривает выполнение каждым студентом, ещё до защиты дипломного проекта, самостоятельной научно - исследовательской, инженерской работы.
Но, не удовлетворяясь требованиями программы, студенты института создали своё научно - техническое общество, в кружках и секциях которого ведутся научные работы, далеко выходящие за рамки учебного плана.
... В институт пришёл пакет, адресованный студенту 5 - го курса радиотехнического факультета комсомольцу Николаю Матюхину. Тов. Матюхина ставили в известность, что ему выдаётся авторское свидетельство № 78485 за изобретение радиопередатчика с повышенным почти вдвое против обычного коэффициентом полезного действия.
Комсомолец Николай Матюхин - не единственный член СНТО (Студенческое научно - техническое общество), которому выдано авторское свидетельство на изобретение. У комсомольца студента Игоря Копылова четыре таких свидетельства. Сейчас он сделал заявку ещё на два изобретения. Недавно на заводе, где Копылов проходил производственную практику, был объявлен конкурс на изготовление автомата для сборки коллекторов электрических машин постоянного тока. До сих пор коллекторы эти собирались вручную. Копылов предложил конструкцию автомата, заменяющего труд пяти человек. Его предложение получило на заводе первую премию. Во 2 - м Московском троллейбусном парке проведено испытание штангоуловителя системы студентов А. Кипнис и в. Шевченко. Их приспособление удерживает штанги при сходе токоприёмника с провода и предотвращает аварии. Авторское свидетельство на изобретение имеет студент Геннадий Кириллов. Его универсальный прибор, позволяющий быстро и точно измерять напряжение электроволн различных форм, изготовляется мастерскими института.
Можно было бы рассказать и о других изобретениях членов Студенческого научно - технического общества. Завершённое, оригинальное изобретение удаётся, конечно, не всем членам Общества. Но самостоятельную научно - исследовательскую работу ведёт каждый из 345 его действительных членов. В кружках, созданных Обществом, в группах, работающих под наблюдением Общества при кафедрах, занято значительно большее число студентов - 1300 человек. Но чтобы стать членом Общества, нужно уже провести первую самостоятельную научную работу, нужно иметь рекомендации своего научного руководителя.
Начинают с малого. Для первокурсников Общество устраивает экскурсии по лабораториям института, по предприятиям Москвы, лекции. В кружках ставятся реферативные, общетеоретические доклады. С каждым курсом работа кружков становится всё более углублённой.
... Конец февраля 1950 года. На факультете электрификации промышленности и транспорта идёт заседание одного из многочисленных кружков Общества. Это «кружок электропривода» для старшекурсников. В нём изучаются только вопросы, связанные с теорией электроприводов, с конструированием новых, улучшенных их типов. Сегодня доклад на кружке делает студент Александр Мирер. Он демонстрирует товарищам схему разработанного им оригинального электропривода малой мощности на переменном токе. У Мирера находится неожиданный оппонент - студент - дипломник Рейнгач. Тема его диплома совпадает с темой юного докладчика. Дипломник иначе решил задачу создания электропривода малой мощности. Он не согласен с положениями, выдвинутыми докладчиком. Возникает жаркая и длительная дискуссия. Профессор Голован, научный руководитель кружковца Мирера, подчёркивает эффективные моменты его предложения. Профессор Морозов, постоянный руководитель кружка, подводит итоги дискуссии. Кружковая работа студента Мирера во многом способна обогатить дипломный проект Рейнгача. Да ведь так было и прежде. Работа нескольких членов кружка обогатила кандидатскую диссертацию научного работника Липатова; студент - кружковец Леонид Драницкий разработал теоретический вопрос, выяснение которого требовалось кафедре для осуществления одного практического задания промышленности.
Дирекция института придаёт исключительное значение работе Общества: для руководства кружками привлекаются ведущие научные силы института, членам Общества предоставляются специальные лаборатории, обсуждаются материалы для ведения самостоятельных работ.
Всё это делается потому, что работа в Обществе дополняет знания, полученные по учебной программе, приучает студентов к самостоятельной научной работе, помогает институту выпускать особо ценные кадры инженеров - инженеров - новаторов, инженеров - исследователей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.