И. В. Сталин в своём ответе на письмо полковника Разина, с исчерпывающей полнотой определил заслуги Кутузова перед Родиной, назвав его «гениальным полководцем»...
28 апреля исполняется 135 лет со дня смерти Михаила Илларионовича Кутузова.
Сто десять лет назад, 17 апреля 1838 года, началась эксплуатация первой русской железной дороги, соединившей Петербург с Павловском. Длина этого пути была всего 24 версты. Дорогу строили 2500 крепостных и 1400 солдат. Строительство началось в 1836 году и было закончено сравнительно быстро. Но по окончании строительства почти два года длились «эксперименты» и «исследования». Поэтому официальное открытие дороги произошло лишь в 1838 году.
Несмотря на громкие названия паровозов: «Стрела», «Богатырь», «Проворный», «Слон», «Лев», «Орёл» и т. д., - они едва - едва тащились. Однако меры предупреждения встречных были приняты чрезвычайные: на паровозе, у трубы, пристроили орган, и один из кондукторов поезда всё время вертел ручку «музыки».
Журналисты того времени давали восторженные отзывы о первой железной дороге. Так, в газете «Северная пчела» было написано: «Не можем изобразить, как величественен сей грозный исполин, дышащий пламенем, дымом и кипящими брызгами, движущийся вперёд. Стоявшие по сторонам дороги изумлялись, видя величественное, лёгкое и притом скорое движение машины... СИЯ первая железная дорога поведёт ко всеместному введению сего способа сообщения, который и принесёт государству нашему несметные выгоды»,
Предсказание автора статьи в «Северной пчеле» сбылось нескоро. Первая железная дорога доходов приносила мало и не возбуждала у предпринимателей желания вкладывать свои деньги в строительство и эксплуатацию новых железных дорог. Но опыт работы даже этого маленького железнодорожного пути наглядно показал преимущества паровой тяги. Вскоре началось строительство Варшавско - Венской дороги. В 1842 году строители объявили, что они прогорели. Дорога, в строительство которой было вложено 4,5 миллиона рублей, была создана за счёт государства. Важнейшая магистраль Петербург - Москва строилась с 1843 по 1851 год и обошлась в 100 миллионов рублей. Верста пути стоила 165 тысяч рублей!...
К 1913 году в России было 58,5 тысячи километров железных дорог. Это совсем не удовлетворяло потребности громадной страны в скором и дешёвом транспорте.
Великой железнодорожной державой наша страна стала лишь при советской власти. В 1940 году протяжение сети железных дорог составляло в СССР уже 106 тысяч километров. И сеть стальных путей растёт у нас непрерывно.
Двадцатитрехлетним юношей В. О. Ковалевский сражался в отряде Гарибальди и писал оттуда корреспонденции в петербургскую газету. Уже будучи известным учёным, которого Дарвин считал выдающимся натуралистом, Ковалевский никогда не ограничивался научной деятельностью, он постоянно стремился как можно активнее включаться в общественную жизнь.
Громкая известность В. О. Ковалевского как учёного - палеонтолога не мешала царским чиновникам постоянно создавать на его пути различные препятствия. Опасаясь «разлагающего» влияния политических и научных взглядов В. О. Ковалевского, его долго не допускали к научно - педагогической работе. Лишь за несколько лет до смерти Владимир Онуфриевич получил возможность читать лекции в Московском университете: он был доцентом по кафедре геологии. Задыхаясь в тесных рамках, которыми царское министерство просвещения ограничивало деятельность учёных, Ковалевский стремился получить возможность для самостоятельной, более свободной работы. Но материальное положение семьи Ковалевских ухудшалось с каждым годом.
Нужны были гигантские силы, чтобы в подобных условиях заниматься труднейшими исследованиями, продолжать идти в науке своим путём. Задумав важную и очень интересную работу по палеонтологии млекопитающих, В. О. Ковалевский поехал в Северную Америку, где были открыты целые «кладбища» давно вымерших животных. Осматривая скелеты животных, когда - то населявших землю, палеонтолог видел не мёртвые кости, а новые звенья истории развития жизни.
Собрав богатый научный материал, Ковалевский вернулся в Россию. Появление его труда ждали с нетерпением, каждая его строка высоко ценилась и в России и за границей. Казалось, что В. О. Ковалевскому предстоят ещё многие годы плодотворнейшей деятельности исследователя - ему было только сорок лет. Но жизнь учёного оборвалась трагически и нежданно. Он скончался 16 апреля 1883 года, шестьдесят пять лет назад.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.