Искусство принадлежит народу

опубликовано в номере №502, апрель 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» встретило широчайший отклик со стороны многомиллионного советского народа. В редакцию «Смены» поступает много писем от молодёжи. В этом номере мы публикуем некоторые из писем наших читателей.

Прекрасное всегда просто и понятно

Лариса Левчик

Я любила песни с детства. Моя мать была первая песенница в деревне. Жили мы тогда в Сибири. В летние дни я всегда поджидала у окошка возвращения жниц. Босые девушки с песнями проходили мимо. Они пели о милом, который уехал в дальние края, о том, как летела пава через синие моря, и что есть «одна могила, которая заросла травой». Песни были грустные, задумчивые, и девушки тоже казались такими. Но вот оборвалась последняя щемящая нотка. Короткое молчание. Смех. И вдруг, как ветер, из - за угла:

«Скажи, милый, скажи, цвет,

Скажи: любишь или нет?»

«Я любить - то не люблю,

Да наглядеться не могу». Больше всего нравились мне свадебные, величальные песни. Свадьбы в Сибири всегда шумные, разудалые.

Позднее, уже в городе, мне особенно близки стали Чайковский, Скрябин, Рахманинов. Как трогательно, чисто и настороженно звучит рожок горниста в «Торжественной увертюре 1812 года»! Как будто этот солдат, надев перед боем чистую рубаху, оглядывается на свою жизнь и видит ранний, осыпанный росою луг, большое, спокойное солнце, встающее из - за леса, ещё сонный дымок над крышами и мычащее стадо на прохладном лугу. Это юность. Это Родина.

Чайковский знал душу своего народа. Когда в той же увертюре гремят победные литавры, чувство восторга и гордости охватывает слушателя. Эта музыка понятна каждому, даже не искушённому в тонкостях композиторского мастерства. Для того чтобы любить музыку, не обязательно знать её теоретически, по - учёному. Музыка - это то, что по - хорошему волнует человека.

ЦК ВКП(б) в своём постановлении указывает, что «многие советские композиторы, в погоне за ложно помятым (новаторством, оторвались в своей музыке от запросов и художественного вкуса советского народа, замкнулись в узком кругу специалистов и музыкальных гурманов, снизили высокую общественную роль музыки и сузили её значение, ограничив его удовлетворением извращённых вкусов' эстетствующих индивидуалистов».

Композитор Прокофьев сумел написать строгую, волнующую музыку к картине «Александр Невский». Почему же он так обездолил прекрасную сказку.»Золушка»? Сказочные декорации резко контрастируют с музыкой. Артистам балета, наверное, очень трудно играть под эти обрывки мелодий и взвизгивания скрипок. Откуда взялось это «двигание комодами», как сказал один подросток о Восьмой симфонии Шостаковича?

Да, в музыке нужна напряжённость, но не штукарство. Безъязыкая - одними звуками повествует она о чувствах, о мыслях, о высоком горении духа. Сложен человек. Не всегда в нём живёт гармония. Чем сложнее, тем больше поисков, сомнений. Но это не хаос. А между тем именно так толкует душевное состояние человека Шостакович. Слушаешь его музыку, и всё внутри топорщится, кричит, протестует.

У русского народа большое историческое прошлое. Народные песни - это кладезь красочных, типично русских мелодий. Какой простор для творческой фантазии композитора! Каких благодарных слушателей найдёт он, если в большом полотне симфонии воплотит душу своего народа!

Любимый Чайковский

В. Ильинский

В детстве мне нравились только марши. Они возбуждали тревожное желание куда - то пойти. Медь оркестров оглушала меня, и, блуждая по незнакомым улицам, я чувствовал себя взрослым и сильным.

В доме у нас стояло пианино, и по выходным дням гости бренчали по клавишам и тянули романсы о соловьях и задумчиво цветущей сирени. Я презирал слабоголовое, чистенькое пианино. До сих пор не могу преодолеть неприязни к трогательным песням о раздавленных васильках и лунном свете.

Когда приходила учительница музыки с нотной папкой в руке, я убегал из дому.

Много позже я особенно полюбил музыку симфоническую, с её громким голосом и большими мыслями. Эта любовь пришла в годы войны, когда все мы наиболее остро почувствовали свою ответственность за судьбы нашей Родины. От искусства мы ждали, чтобы оно, как жаркая и гордая мечта, звало нас вперёд.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены