Июль
Двадцать лат назад, 22 июля 1927 года, завод «Красный Путиловец» в Ленинграде, ныне Кировский завод, выпустил первую партию тракторов. В дореволюционной России эти сельскохозяйственные машины совершенно не производились. На полях страны можно было изредка встретить лишь «фордзон», «увиверсал», «интернационал» и другие иностранные марки. Некоторые «специалисты» оспаривали способность наших заводов выпускать тракторы, производство которых имело якобы много секретов. Первые тракторы, вышедшие из цехов завода «Красный путиловец», сразу разбили вдребезги все эти утверждения. Теперь рядом с машинами «СТЗ», «ХТЗ», «ЧТЗ» и ещё более новыми марками они выглядят устаревшими, неуклюжими, но трактор «Красного путиловца» является «предком» современных тракторов, работающих на наших полях.
Создавая его, машиностроители овладевали техникой сложного производства. Выпуск тракторов советскими заводами означал не только важный шаг вперёд в механизации сельского хозяйства. Эта до известной степени универсальная машина повышала общую культуру деревни. Трактор после выполнения основных работ можно приспособить для привода электрического генератора, дающего анергию для освещения, радио, кино.
В 1910 году в России было 7,8 миллиона сох и косуль, 2,2 миллиона деревянных плугов, 4,2 миллиона железных плугов, 17,7 миллиона деревянных борон... Машина была редкостью. В 1938 году работники советских полей располагали уже полумиллионом тракторов при 8358 машинно-тракторных станциях. Тракторы обслуживали свыше 90% посевной площади. Тракторный парк СССР к началу третьей сталинской пятилетки превосходил количество тракторов во всех капиталистических государствах Европы, взятых вместе.
Великая Отечественная война нанесла тяжёлый удар нашему строительству тракторов. Гордость советского машиностроения - Сталинградский тракторный завод оказался разрушенным дотла. Но этот завод, множество раз упоминавшийся в военных сводках, уже вновь работает и даёт стране первоклассные тракторы.
Новые мощные заводы и старые восстановленные должны дать в течение одного только 1950 года 112 тысяч тракторов. Они предназначаются в первую очередь для сельского хозяйства. По пятилетнему плану предусматривается организация массового выпуска тракторов с дизель-моторами и газогенераторными установками.
При этом происходит непрерывное совершенствование машин, производимых советскими заводами.
Конструкторы Научно-исследовательского тракторного института, Липецкого тракторного завода и Главного управления тракторной промышленности получили Сталинскую премию за разработку конструкции мощного гусеничного трактора «Кировец Д-36». Тысячи усовершенствованных дизельных тракторов «С-80» выпустит Кировский завод на Урале.
В проблеме механизации сельского хозяйства трактору в новой пятилетке принадлежит ведущая роль. Теперь задача заключается в том, чтобы сельское хозяйство получило машину, наиболее подходящую для данных конкретных условий. Для степной зоны с её крупными колхозами нужны мощные тракторы на гусеничном ходу. Наоборот, в районах лесостепи, в небольших колхозах нечернозёмной полосы, там, где возделываются пропашные культуры, наиболее подходит маломощный универсальный трактор. Такая машина служит и для пахоты, и для сева, и для полевых работ в районе орошаемого земледелия. Для работы в овощеводстве, в садах, в плодово-ягодных хозяйствах требуется свой тип трактора с мощностью па крюку, не превосходящей 6 лошадиных сил.
Большие преимущества есть у электрического трактора: oн не расходует горючего, уход за ним прост. Советские конструкторы разработали несколько типов таких тракторов, среди них есть и маломощные и мощные машины, рассчитанные на обслуживание больших хозяйств.
Разработана у нас и конструкция парового трактора. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте механизации и электрификации сельского хозяйства группа инженеров создала 50-сильный паровой трактор. Он работает на дешёвом, повсюду имеющемся топливе: на дровах, торфе, угле, соломенных брикетах. Скорость его регулируется легко и очень плавно, благодаря чему хорошо используется мощность машины.
Громадный путь прошло за двадцать лет советское тракторостроение - от первых колёсных тракторов, работавших на дорогом керосине, до мощных дизельных, электрических, паровых и других типов этих важнейших сельскохозяйственных машин.
Пров Михайлович Садовский на театральные подмостки взошёл тринадцати лет, в самом начале сороковых годов прошлого века. Это были тяжёлые времена, когда на сцене играли совершенно бесправные люди, многие из которых оставались рабами своих помещиков. Только за десять лет до начала сценической деятельности П. М. Садовского удалось выкупиться из крепостной зависимости М. С. Щепкину - гордости русского театра.
Оставшись сиротой, П. М. Садовский нашёл приют у провинциального артиста Садовского, фамилию «второго впоследствии и принял. Кочуя по спинам провинциальных театров, мальчик многое повидал. Вспоминая годы странствий по провинции, Пров Михайлович говорил: «...Провинциальный актер ничего не имеет прочного, обеспеченного: ни славы, которая для него в полном смысле слова дым, ни имущества (о богатстве он и мечтать не смеет), ни даже куска насущного хлеба. Слава его не переходит за пределы того городка, в котором он играет, помрачаясь иногда перед славой первого заезжего фигляра или фокусника... Насущный хлеб его часто зависит от дневного сбора: хорош сбор - он сыт, нет сбора - просят не прогневаться».
Пров Садовский часто был свидетелем тяжёлых сцен, разыгрывавшихся в старых провинциальных театрах. Вот, например, спектакль, который смотрит единственный зритель - богатый загулявший купец, всех остальных зрителей он выгнал, «откупив» спектакль оптом. В самый разгар действия из зрительного зала раздаётся сердитый голос купца: «Не надоть, брось. Ну её, валяй лучше плясовую!» И вместо драмы артисты, даже не сменив костюмов, «валяют» плясовую...
Убогое здание театра, чаше всего походившее на барак, сцена, тускло освещенная сальными огарками. Нередко почти пустой и холодный зрительный зал.
Человек, вступавший молодым на театральные подмостки, словно видел во всём атом олицетворение своей собственной судьбы: бедность, грусть, пустоту и одиночество. Только исключительно одарённые люди иногда вырывались яз этого рокового круга. В Казани молодого Садовского увидел М. С. Щепкин. Восхищённый талантливой игрой Прова Михайловича, Щепкин добился его перевода на московскую сцену. С Москвой, с Малым театром связан расцвет сценической деятельности П. М. Садовского.
14 января 1853 года Малый театр впервые показал пьесу Островского «Не в свои сани не садись». Началась новая эра этого театра - эра Островского, типы которого с необыкновенным проникновением воплощал П. М. Садовский. Именно в ролях из пьес Островского пышно расцвёл и развился талант артиста, нашедшего истинный путь благодаря принесённому на русскую сцену реализму Щепкина. Один из критиков писал, что у Садовского чувства и «оболочка» персонажа, действующего на сцене, так слиты вместе, что между кожей артиста и кожей того, кого он изображает, не пройдёт и иголка...
Способность П. М. Садовского перевоплощаться в изображаемых им лиц была так чудесна, что, по отзывам современников, у зрителей нередко возникало чувство, словно они уже видели этого человека в жизни, встречались с ним, но только забыли, где и когда.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.