Календарь Смены

опубликовано в номере №484, июль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

П. М. Садовский умер 75 лет назад, 28 июля 1873 года. Но фамилия Садовских не исчезла со сцены: выдающиеся артисты поддерживали славу своего знаменитого предка, целая «династия» Садовских свыше ста лет является гордостью Малого театра. Внук великого артиста Пров Михайлович Садовский, умерший в мае «того года, с честью продолжил дело своего деда и до смерти оставался верным завету «только путь правды есть прямой путь в искусстве»...

Художник моря

Даже в самые сильные штормы волны не могут докатиться до бронзового памятника И. К. Айвазовскому в Феодосии, стоящего на берегу моря у входа в картинную галерею. Но брызги, подхваченные норд-остом, долетают и сюда. От них влажно блестит палитра художника, солью серебрятся его волосы и странно оживает всё лицо с прищуренными глазами, напряженно вглядывающимися в морскую даль. Так смотрел живой Айвазовский на это море, которое было для него единственной главной темой всей творческой деятельности на протяжении многих десятков лет.

За несколько часов до смерти восьмидесятитрёхлетний Айвазовский начал новую картину - «Взрыв корабля».

Она осталась неоконченной - скелет картины, вскрывающий творческий метод гениального художника. Do-разительно, что Айвазовский даже в 1898 году - за два года до смерти - был способен создать такой шедевр, как грандиозная картина «Среди волн». Как ни велико помещение, где выставлена эта картина, а невольно кажется, что ей тесно в галерее, - так ярко и правдиво передан бег разбушевавшихся волн. Только десять дней понадобилось Айвазовскому, чтобы написать «Среди волн». Начав картину, художник всегда торопился окончить её, словно боясь, что внезапно потускнеют те живые краски пейзажа, которые он видел, что спадёт стремительный порыв волн...

Один крупный океанограф писал, что море можно познать как следует только с борта рыбачьей лодки, а не с палубы гигантского парохода, хотя он пересекает множество морей и океанов. Айвазовский много путешествовал, но море он познал па суровом юго-восточном берегу Крыма, открытом норд-остам и штормам. Здесь художник постиг и динамику моря, и всю гамму разнообразнейших оттенков в его цвете, в окраске неба.

В картине «Прибой у крымских берегов» нет признаков времени года. Но смотрящий на низкий берег, на который набегают мутные волны, чувствует, что на этом неприютном берегу дует непрерывный и очень холодный ветер... Морской туман, едва пронизанный светом восходящего солнца; оранжево-зелёный колорит тревожного вечера бури; лунный свет, преломлённый и отражённый набегающими на берег волнами; ночная буря, удивительно динамично переданная в картине «Буря ночью»; раннее летнее утро в «Башнях на скале»; «Буря на Ледовитом океане» - нельзя назвать такое состояние морской стихии, которое не нашло бы отражения в картинах Айвазовского. И когда осматриваешь галерею художника в Феодосии, кажется странной господствующая здесь тишина. Почему не слышно ударов этих волн о чёрные скалы, шипенья этой пены и глухого шороха камней на берегу?..

В Феодосии - родине художника - наиболее полное собрание его картин. Включая рисунки и эскизы, там 282 произведения Айвазовского. Страшная угроза нависла осенью 1941 года над этими сокровищами искусства. Но героизм хранителей галереи спас картины Айвазовского от рук немецко-фашистских захватчиков. Под огнём неприятеля бережно, со всеми мерами предосторожности снимались и упаковывались громадные полотна. Здание галереи содрогалось от близких разрывов авиабомб, уже во всём помещении не уцелело ни одного стекла. Но ничего не было брошено. Все картины Айвазовского вывезли в Новороссийск, а потом - в Ереван. Теперь они на прежнем месте. И посетители галереи по-прежнему останавливаются у чудом уцелевшего памятника художника, всё так же вглядывающегося в морской простор.

Сто тридцать лет назад, 29 июля 1817 года, родился Иван Константинович Айвазовский. Семья была бедной, необразованной. Ничто не сулило мальчику блестящую карьеру прославленного художника. Но громадный талант преодолел все препятствия. Айвазовский не только сам достиг вершин творчества, но и оказал огромное влияние на плеяду русских пейзажистов, в особенности ярко сказавшееся на Куинджи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены