В извилистых арбатских переулках, на Собачьей площадке, приютились два приземистых деревянных домика. В этих старинных зданиях, видавших ещё представителей пушкинской плеяды, разместилось Музыкальное училище имени Гнесиных. Сотни педагогов-музыкантов, многие композиторы, и в их числе Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Аро Степанян, исполнители с мировым именем, такие, как Лев Оборин, часто вспоминают дни пребывания в этой воспитавшей их «маленькой консерватории» .
15 февраля 1895 года сестры Елена, Евгения и Мария Гнесины, прекрасные музыканты, основали музыкальную школу, быстро ставшую одной из лучших в дореволюционной России. Через некоторое время к ним присоединились Елизавета и Ольга Гнесины. Огромный энтузиазм и бесконечную любовь к делу внесли сестры Гнесины, в кропотливое дело музыкального воспитания юношества. Их училище стало рассадником высокой музыкальной культуры. Имена Скрябина и Рахманинова, Гречанинова и Глиера тесно связаны с историей этого учебного заведения. «Не могу представить себе Москву без сестёр Гнесиных», - писала как-то народная артистка СССР О. Л. Книппер-Чехова, и в этих словах - лучшая оценка полувековой работы «гнесинской» школы.
... Прошло 50 лет, но в старинных особняках по-прежнему бурлит жизнь.
Училище, возглавляемое его бессменным директором Еленой Фабиановной Гнесиной, так же успешно продолжает обучать молодых музыкантов.
Четвёртого февраля 1935 года, ровно в 20 часов 15 минут, от перрона подземной станции «Комсомольская площадь» медленно отошёл ярко освещенный поезд. На новеньком моторном вагоне стоял № 1, на прицепном - № 1001. Это был первый поезд московского метрополитена имени Л. М. Кагановича.
Поезд мчался глубоко под землёй, под улицами и площадями столицы. В его вагонах сидели первые пассажиры-люди, своими руками создававшие лучшее в мире метро, строители подземной дороги, среди которых было много московских комсомольцев. Испытательный состав обошёл всю одиннадцатикилометровую подземную трассу и в 2 часа ночи вернулся на Комсомольскую площадь. Метрополитен готов к эксплуатации!...
С тех пор прошло десять лет. Просторные голубые вагоны метро перевезли свыше 24 миллиардов москвичей. А поезд № 1001, совершивший первый рейс под землёй, за это время пробежал 1 100 000 километров...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.