Календарь Смены

опубликовано в номере №483, июль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

15 лет существования завода - славная дата блестящей победы советской химической промышленности.

Шедевры скульптора Антокольского

«Где же утолить жажду мою? В чём я могу выразить мою душевную боль, как не в людях сильных, могучих духом, которые вечно, как тени, стоят перед человечеством во всей его истории! Подобных личностей мы называем «историческими», их все знают с колыбели ещё, о них все слышали, но никто их не видел. Так вот я и хочу показать их...»

Так в 1876 году писал один из замечательнейших скульпторов России, Марк Матвеевич Антокольский.

Он с детства мечтает о воплощении этих «теней» в прочные материалы, покорно подчиняющиеся человеческим пальцам и на десятилетия и века, сохраняющие мимолётное выражение лица, улыбку, горечь, радость, гнев, вдохновение.

Из глины, из дерева М. Антокольский изготовлял свои фигурки, и родителям казалось, что сын их - погибший человек, занимающийся странными и дикими для нормальных людей делами.

Но талант Антокольского был настолько велик, что юноша преодолел все трудности и из глухого Вильно перебрался в Петербург. Здесь молодой скульптор попал в среду, о которой он только и мог мечтать. Его друзьями были Крамской, Репин, Суриков, Ярошенко...

Антокольский жил и развивался как художник в ту эпоху, когда у творческой молодёжи пробудился особый интерес к прошлому России. И он погрузился в величественные образы прошлого. Особенно его воображение поразили две исторические фигуры:

Иван Грозный и Пётр Великий.

«Я давно задумал создать «Ивана Грозного», - писал Антокольский в своей автобиографии, - Образ его сразу врезался в моё воображение. Я принялся за работу со всей энергией, которою обладал: под напев гнул железо, устраивал каркас, начал обкладывать фигуру с лихорадочной торопливостью. Работал, не чувствуя ни усталости, ни голода».

И вот уже несколько десятилетий сидит в своём массивном кресле, с книгой на колене, с чётками, зажатыми в левой руке, величественный Иван Грозный скульптора Антокольского. Образ создан фантазией художника, но всякий, кто стоял перед чудесной скульптурой, с тех пор не может представить себе Ивана IV иным, чем его увидел Антокольский.

Другое замечательное творение Антокольского - фигура Петра Первого. Невольно кажется, что скульптор уловил краткий миг, когда неутомимый преобразователь государства остановился, вглядываясь вдаль, стараясь увидеть там что-то неуловимое для окружающих, но чрезвычайно важное. В величественной фигуре Петра чувствуется решимость сделать шаг, не страшась его последствий...

Летописец Нестор, дрожащей старческой рукой торопящийся записать всё, что он видел и слышал за свою долгую жизнь. Ермак в шлеме, в тяжёлой броне, с секирою в правой руке - отважный завоеватель Сибири, простой русский человек. Образы истории, запечатлённые Антокольским, производят на зрителя потрясающее впечатление и необыкновенно ясно раскрывают внутреннюю сущность изображаемых героев. Антокольский осуществил свою мечту. Тени, столетия назад лежавшие на лицах Ивана Грозного, Петра Первого, летописца, Ермака, отняты им у забвения и сохранены на века.

Родился М. М. Антокольский в 1843 году, а умер 9 июля 1902 года, сорок пять лет назад.

Канал, задуманный И. В. Сталиным

В 1931 году, подсчитывая потребность Москвы в воде, инженеры установили, что Москва-река ежедневно приносит лишь 60 миллионов вёдер. Значит, если бы всю реку удалось направить только по водопроводным трубам, то и тогда бы потребность столицы в воде сейчас удовлетворялась бы немногим больше чем наполовину.

Чтобы помочь Москве-реке, глубина которой в городе доходила до 1,5 метра, был предложен проект запрудить Истру, Рузу и Москву-реку. Но этот проект не решал задачу, а только несколько смягчил бы остроту положения. И. В. Сталин выдвинул тогда совсем другую, грандиозную идею - повернуть Волгу в Москву.

В постановлении июньского Пленума Центрального Комитета партии в 1931 году записано: «Коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги...»

Грандиозность задачи станет понятной, если представить себе профиль канала: уровень воды на пути из Волги в Москву должен был местами подниматься на высоту многоэтажного дома. Чтобы добиться этого, строители создали гигантские «водяные лестницы», ступенями которых служат шлюзы, поднимающие воду на уровень водяного моста, переброшенного через самые высокие холмы, а потом опускающие её в Москву-реку.

На карте Московской области появилось новое озеро - Московское море, занимающее 327 квадратных километров. Восемьсот миллиардов вёдер содержится в этом искусственном море, и день и ночь мощные насосы качают из него воду в канал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Сталинградская битва»

Начинаются съемки нового фильма