Календарь «Смены»

опубликовано в номере №433, июнь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ю. Смирнов

Преобразователь природы

Мне не раз при жизни Ивана Владимировича Мичурина приходилось бывать у него и ходить с ним по его плодовому саду. Бывало, остановится Мичурин перед каким - нибудь своим питомцем, новым ценным плодовым растением, и начинает рассказывать, как он его создавал. И всегда в этих рассказах я чувствовал великого мастера, которым может быть только тот, кто страстно, горячо любит свой труд и глубоко его знает.

Сейчас, в связи с исполнившимся 7 июня десятилетием со дня смерти Ивана Владимировича, мне хочется напомнить нашей молодёжи несколько замечаний Мичурина из его рабочих дневников.

«Кто не владеет техникой какого - нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что - нибудь выдающееся...»

«Нужно быть глубоко наблюдательным, как могут быть наблюдательны только люди, жизнь которых составляет одно целое с природой».

Мичурин в совершенстве владел техникой своего труда. И жизнь Мичурина действительно составляла одно целое с тем, над чем он трудился, то есть с природой живых растений.

Наконец, ещё одно замечание Мичурина я хочу здесь напомнить:

«Всё молодое - сильнее, лучше истрёпанного временем всего старого, ослабшего, отживающего...»

Но не думайте, молодые товарищи, что одна молодость делает вас лучше. Ярким доказательством этому служит опять - таки сам Мичурин. Он становился старым, но его мысль всегда оставалась молодой, всегда стремилась вперёд, к новым достижениям.

Памятник поэту

Б. Келлер

...»Нынешний день - 18 июня 1880 года - редкий день. Сегодня вся Россия празднует открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину», - писала одна из московских газет. Открытие на Тверском бульваре в Москве памятника великому поэту действительно явилось крупнейшим событием в общественной жизни России.

Любопытна история первого пушкинского памятника. Мысль о его сооружении возникла ещё в 1860 году - в связи с пятидесятилетием Царскосельского лицея, в котором воспитывался поэт. Бывшие воспитанники Лицея получили разрешение на всенародную подписку, но не смогли довести сё до конца. Вначале сбор средств шёл удачно, но первый же проект памятника подвергся жестокой общественной критике, и мысль о нём постепенно заглохла.

В дни сбора пожертвований распространилось мнение, что первый памятник поэту был воздвигнут задолго до идеи, возникшей в 1860 году. Указывали на огромный камень с латинской надписью «местному гению», находившийся в саду Царскосельского лицея, как на первый пушкинский памятник. Но вскоре выяснилось, что царскосельский камень воздвигнут лицеистами первого выпуска воображаемому «гению - покровителю наук, поэзии и искусства», о чём и говорила надпись в честь невидимого «духа - покровителя сих рощ».

Памятник старины восстановили, и это дало повод для официального запроса директору Лицея из штаба военно - учебных заведений: «По какому случаю поставлен в лицейском саду памятник Пушкину и с чьего разрешения?» Директору пришлось объяснить своему начальнику великому князю Михаилу Павловичу, что камень не имеет никакого отношения к «крамольному» поэту. Тем запрос и закончился...

Прошло десять лет. На традиционном лицейском обеде вновь был поднят вопрос о памятнике.

Опубликованное воззвание комитета по его сооружению встретило горячий приём. На страницах печати появились длинные списки жертвователей. За год подписка достигла огромной по тем временам суммы - свыше ста тысяч рублей.

На объявленный конкурс поступило много проектов. Ни один из них не получил одобрения. Новые конкурсы также окончились неудачей и только вызвали известное четверостишие А. Н. Майкова «Ваятелю - что должен выражать памятник Пушкину»:

«Изобрази ты в нём поэта,

Чтоб - в царстве мысли царь -

он был

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены