Календарь «Смены»

опубликовано в номере №419-420, ноябрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Декабрь

Народная актриса

П. Садовский

Исполнилось 25 лет со дня смерти моей матери, выдающейся русской актрисы Ольги Осиповны Садовской.

Мой творческий путь - продолжение того пути сценического реализма, по которому шли мой дед, отец и мать. В атмосфере родного дома я воспитался в уважении к духу народа, столь полно раскрывшемуся в произведениях нашей классической литературы.

В этом отношении велико было на меня влияние Ольги Осиповны.

Моя мать, выражаясь языком того времени, была актрисой на роли «комических старух». Она создала галерею ярких образов пожилых женщин. Эти образы она лепила, пользуясь преимущественно богатством и разнообразием великой русской речи, которой владела в совершенстве. Она научила меня любить и ценить родной язык, сделать звучащее слово основным выразительным средством драматического искусства. Как и все Садовские, моя мать была влюблена в творчество великого Островского, и не случайно первыми ролями, принесшими мне успех, были Мизгирь в «Снегурочке» и Глумов в комедии «На всякого мудреца довольно простоты».

Верность правде жизни, правде искусства - вот что было написано на творческом знамени Ольги Осиповны. Она была подлинно народной актрисой. После Октября Ольга Осиповна, несмотря на преклонный возраст, постоянно участвовала в выездных спектаклях Малого театра в рабочих и красноармейских клубах. И странно... Казалось, что эта трудная работа была как бы её отдохновением. «Какая публика - то чудесная!» - говорила она, возвращаясь домой после такого выступления.

Всего два года играла она на сцене советского театра: 8 декабря 1919 года Ольга Осиповна скончалась. В моей душе всегда живет образ покойной - и как моей матери и как великой актрисы, чей талант целиком принадлежал народу.

Великий математик

Полвека назад, 8 декабря 1894 года, скончался в возрасте 73 лет великий русский математик и механик Пафнутий Львович Чебышев.

Учёная деятельность Чебышева, начатая в двадцатидвухлетнем возрасте, не прекращалась до конца его жизни. Он оставил после себя около 70 научных трудов, стяжавших ему славу первостепенного математика. Все эти работы, составляющие два громаднейших тома по 700 с лишним страниц, были новы не только по достигнутым результатам, но и по методу, применённому для их получения. Один из самых замечательных трудов Чебышева - его докторская диссертации «Теория сравнений». Эта книга почти сто лет является единственным на русском языке руководством по теории чисел.

Питомец Московского университета, который он окончил в 1841 году, П. Л. Чебышев свою профессорско - педагогическую деятельность вёл в Петербургском университете. Здесь он создал целую школу талантливых учеников, среди которых был такой выдающийся математик, как А. М. Ляпунов.

П. Л. Чебышев многое сделал для науки. Нужно дивиться искусству я силе мысли этого великого русского учёного - математика.

Пятидесятилетие театрального музея

Н. Попов

Пятьдесят лет назад, в конце 1894 года, А. А. Бахрушин впервые познакомил русскую общественность с частью своей, тогда еще скромной, коллекцией документов по истории русского театра. На выставке в Московском манеже он показал интереснейшее собрание афиш, фотографий и рукописных документов народного театра в Москве.

Будучи еще в юности театралом, А. А. Бахрушин сделался коллекционером, в сущности говоря, неожиданно для самого себя. Среди его сверстников, людей большею частью зажиточных, в 80 - 90 - х годах прошлого столетия была распространена страсть к коллекционированию. Однажды на заданный ему вопрос, что он собирает, А. А. Бахрушин, до того времени не пристрастившийся ещё ни к какому виду коллекционирования, на всякий случай, как он потом вспоминал, заявил, что собирает «по театру».

На другой же день в одном из магазинов он приобрел печатные портреты сценических деятелей, а затем стал покупать предметы театральной старины на воскресных базарах на Сухаревской площади. Первым ценным приобретением на «Сухаревке» была коллекция редких масляных эскизов театральных костюмов XVIII века, попавшая сюда из шереметьевского крепостного театра.

Год от году Бахрушин увеличивал свое собрание. К 1910 году оно превратилось уже в музей большого значения, и Бахрушин задумал принести его в дар Академии наук по примеру П. М. Третьякова, передавшего свою картинную галерею городу Москве. Спустя три года состоялась торжественная передача всего имущества музея Академии.

После Октябрьской революции музею было присвоено название «Государственного театрального музея имени А. Бахрушина», а сам он был назначен его пожизненным директором. С тех пор музей пополнился огромным количеством новых материалов сейчас имеет богатейшие отделы декорационного искусства, скульптуры и мемориальных вещей и другие. Последний отдел располагает, в частности, вещами, документами, костюмами и пр., принадлежавшими Щепкину, Ермоловой, Федотовой, Островскому, Шаляпину.

К своему пятидесятилетию музей насчитывает около 270 тысяч экспонатов и непрерывно пополняется как памятниками театральной старины, так и документами текущей театральной жизни в СССР.

Первый русский фотограф

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Молодой Крылов

13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов