Календарь «Смены»

опубликовано в номере №419-420, ноябрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Талантливый жанровый рисовальщик середины прошлого века П. М. Шмельков оставил нам любопытную зарисовку - сценку с натуры: богатый гостинодворский купец позирует перед старинным фотоаппаратом. Рисунок интересен тем, что воспроизводит обстановку первых русских фотографий.

В мемуарах «Былое и думы» Герцен упоминает имя своего двоюродного брата С. Л. Левицкого, старейшего русского фотографа - профессионала. Сын видного сенатора, окончивший юридический факультет Московского университета, Левицкий неожиданно для всех увлекся открытием Диггера и сто лет назад - в 1844 году - начал карьеру профессионального фотографа. После нескольких лет совершенствования заграницей он открыл в Петербурге фотоателье.

Успех Левицкого вызвал толпу подражателей. В журнале «Современник» тех лет напечатана заметка: «В Петербурге бросается прежде всего в глаза множество вывесок фотографических заведений. На одном Невском проспекте их по крайней мере до двадцати. Все дома увешаны фотографическими портретами... Должно быть, выгодное ремесло!...»

С. Л. Левицкий был очень популярен как мастер прекрасных по тем временам даггеротипных портретов. Он первый применил изобретенную им камеру с раздвижным мехом и декоративный фон при съёмках в ателье и использовал при фотографировании искусственные свет.

«Маленькая вещь»

По рассказам современников, художник К. П. Брюллов, направленный после окончания Академии художеств в Италию, был встречен своими римскими коллегами холодно. Виднейший живописец Коммучини небрежно отозвался о молодом художнике.

- Этот маленький русский способен только на маленькие вещи.

Случайно узнав об отзыве Коммучини, Брюллов нанял огромную мастерскую, заперся в ней, и за одиннадцать месяцев создал грандиозное полотно, вошедшее в историю мировой живописи, - «Последний день Помпеи».

Когда Коммучини захотел взглянуть на «чудо», о котором говорил весь мир, и явился в мастерскую, Брюллов его не принял и просил передать художнику:

- Не стоит затрудняться, там такая маленькая вещь...

«Маленькая вещь», принесшая Брюллову славу величайшего художника эпохи и преклонение всех европейских знаменитостей, была написана на холсте вышиной около шести и шириной более семи метров.

Замечательный русский художник К. П. Брюллов, 145 лет со дня рождения которого исполняется 24 декабря, в совершенстве в владел рисунком, был блестящим портретистом. Он оставил прекрасные полотна, которые хранятся в лучших музеях страны. Великий украинский поэт и художник Тарас Шевченко учился живописи у Брюллова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В Германии

Из записной книжки военного корреспондента