Как стать рабочим

Галина Потаповская| опубликовано в номере №1406, декабрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Ребята по работе соскучились. Они рвутся к настоящему делу. Тем, чему я их в два урока обучил, им следовало бы заняться не в пятнадцать лет, а годика на четыре раньше. Ребята у меня смышленые, освоились быстро. Завод-шеф выделил нам десяток двигателей, думали, мы провозимся с ними. А мы их за неделю отремонтировали. Еще давайте, говорим! А на заводе мнутся. Оказывается, мы за неделю их месячный план выполнили. Получается, что мы им конкуренты. У них плата за эти двигатели не сдельная, а почасовая. Они и сидят над ними месяцами и в ус не дуют. Мальчишки скорей сработали — выходит, у шефов нужно что-то перестраивать, расценки менять, что ли! И на несколько других заводов мы за двигателями обращались—сначала дают, а потом ни-ни! Конкуренты! У токарей, у фрезеровщиков то же самое. Серьезной да и хорошо оплачиваемой работы не получить.

Сергей Костиков и Сергей Горелик, друзья и одноклассники, ученики Мартыненко. О работе своей отзываются без профессионального почтения.

— Мы все это уже в шестом классе умели, когда в радиокружке занимались в Доме пионеров. Подумаешь, обмотки менять! Мы думали, что поинтереснее будет.

А что думает по этому поводу комитет комсомола металлургического завода, непосредственный шеф «Смены»? Виктор Беликов, секретарь комитета комсомола, деятельность школьного завода очень одобряет:

— Замечательное, нужное дело. Вы поговорите с мастерами, с учащимися, много найдете для себя интересного. Новое, интересное начинание!

Вопрос о «выбивании» заказов для «Смены» очень его удивил. Он обещал разобраться, но заметил, что вопрос о двигателях связан с переаттестацией рабочих мест, и вообще это требует вмешательства не одного комитета комсомола, а и дирекции завода.

Беликов удивлялся подобным претензиям вполне искренно. Само существование «Смены» представляется ему гигантским шагом в будущее, шагом, с которым надо еще как следует освоиться.

— Вы видели будущий сварочный цех? — спрашивает он. — Обязательно взгляните. Настоящей сварке будем ребят обучать.

Уточним: только ручной сварке, которая постепенно уступает место автоматической. Но об автоматике пока и речи не ведут.

С каждым годом промышленность все больше будет нуждаться в умелых операторах станков с электроникой, ЭВМ, но и об этом на заводе пока никто не задумывался. Хотя, если браться за подготовку будущих кадровых рабочих всерьез, нельзя останавливаться на обучении сверлению отверстий для болтов в никому не нужных пластинках.

Те же благостные настроения и в горкоме комсомола.

— Интересное, нужное, новое дело! — отзывается о «Смене» второй секретарь Михаил Ионов, не вникая в заботы завода глубже.

Разумеется, завод молод, он пока делает первые свои шаги. Но шагать следует быстро, иначе можно безнадежно отстать от времени. Все мастера-педагоги в один голос говорят: обучение нужно начинать не с девятого и даже не с восьмого класса, когда жизненные интересы и цели у многих учеников уже сформированы, а года на три раньше, иначе пополнение рядов рабочего класса из выпускников «Смены» не превысит пяти процентов.

Следует срочно ликвидировать девятый бюрократический вал. Он отнюдь не безобиден, ибо бесцельная писанина дискредитирует в глазах все понимающих подростков серьезное, нужное дело. Излишне доказывать, что воспитание происходит, прежде всего на наглядных примерах, а не возникает из многостраничных отчетов о посещаемости и дисциплине.

Городскому комитету комсомола, комсомольской организации базового предприятия нужно помочь «Смене». Помочь преодолеть препоны с заказами, помочь наладить учебно-производственный процесс. Появится настоящая работа, появится серьезный подход к жизни школьного предприятия — подростки это ощутят первыми. И не будут задумываться о выборе между свинчиванием люстр и работой на современной технике. От комсомольцев во многом зависит, какими будут дальнейшие шаги «Смены».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дорога в легенду

Отечество

Тумаки за доброту

Нравственная норма

Во всем — итальянцы

Клуб «Музыка с тобой»