Письма приходится писать каждому из нас. Но задумывались ли вы над тем, как писать письма?
А ведь некогда, в XVIII веке, это почиталось искусством. Не случайно многие выдающиеся литературные произведения того времени принадлежат к эпистолярному жанру, то есть написаны в виде писем (таковы романы Ричардсона, «Новая Элоиза» Руссо, «Вертер» Гете и другие).
Существовало множество пособий для составления писем, так называемых «письмовников». Откроем один из них - «Новейший полный письмовник или всеобщий секретарь», изданный в Петербурге в начале прошлого века.
Прежде всего письма разделялись на просительные, нравоучительные, рекомендательные, утешительные, признательные, похвальные, представляющие услугу, пригласительные, содержащие жалобу, шутливые, извинительные, поздравительные, критические, обличительные, утешительные, благодарительные, любовные, дружеские, учтивые, смешанные и ответные.
Эпистолярное искусство определялось так:
«Письма изобретены для сообщения своих мыслей другим, они служат вместо изустного разговора».
«Слог писем должен быть не слишком высок, не принужден и внятен, он должен быть прост, почти обыкновенный разговор, изображенный на бумаге, чем простее он, тем он приятнее, тем ближе к сердцу...»
«В письме не стараются наблюдать великой связи между частями оного; письмо есть картина словесного разговора, или нашего общения; следовательно, и небольшой беспорядок ему свойственен».
«Чем более мы трудимся над письмом, тем неприметнее должно быть, что мы трудимся; мастерство состоит в том, чтобы скрыть искусство и подойти, сколько можно к природе...»
Вот что должно содержаться в разных письмах:
«В похвальных письмах более всего должно стараться, чтоб нас не назвали льстецами».
В письмах шутливых «шутки должны быть тонкие и приятные, чтоб они не могли огорчить того, к кому пишем, равно как и посторонних важных людей».
«Что касается до писем о делах. то мы скажем только, что главное их свойство есть особенная краткость, ясность и строгий порядок».
«Извинение необходимо в письме к такому человеку, которому мы или неизвестны, или который почитает нас своими неприятелями».
«Обличительные письма пишутся но впадшему в какое прегрешение или проступок, чтоб дать ему об оном ведать, или понудить его к исправлению оного».
«Письма, содержащие учтивость, труднее всех прочих, ибо... содержание оных никакой сущности в себе не заключает...»
И, наконец, письма любовные: «Сии письма совершенно отступают от слогу писем. Одна страсть должна везде управлять пером... Жар, с которым начато письмо, должен быть чувствителен до самого конца, не уменьшаясь нимало; излишне замысловатые выражения были бы некстати».
После этой необходимой теоретической части приводятся образцы различных по содержанию писем. Вот как переписывались полтора века назад.
Поздравление с получением чина:
«Милостивый Государь! Известие о получении давно желаемого вами чина столько наполнило радостию мое сердце, что я не в состоянии выразить и половины оной...» и т. п.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.