Древнейшее искусство фрески (роспись на стенах, потолках) знало блестящие времена расцвета.
Наивысшего мастерства достигла фреска в XVI веке, в эпоху Возрождения. Знаменитый Микель Анджело, расписавший своды Сикстинской капеллы, Рафаэль, украсивший фресками парадные комнаты папского дворца в Ватикане, оставили нам гениальные образцы «живописи стен».
После эпохи Возрождения искусств» фрески стало угасать и пришло в полный упадок, несмотря на усилия ряда крупнейших мастеров XIX века вернуть его к жизни.
Сравнительно недавно наши художники создали первые образцы советской фрески (работа художников Фаворского и Бруни в Музее матери и ребенка, росписи плафонов Казанского вокзала художника Лансере и др.).
Потребность в монументальной живописи ощущается у нас с каждым годом все больше и больше. В стране, где создаются новые города, величественные дворцы, грандиозные общественные сооружения, красивые жилища, фреска - искусство, тесно связанное с архитектурой, - получает исключительные возможности и благородные цели, которых не знали художники прошлых веков.
О творческих трудностях и радостях, связанных с созданием советской фрески, о ее своеобразной технике нам рассказали приезжавшие недавно в Москву украинские художники тт. Павленко и Седляр, заканчивающие сейчас росписи стен фойе нового Краснозаводского театра в Харькове.
Седляр. Начали мы работать в мае 1933 г., когда только возводились стены театра. Тщательно продумывались замысел, общая композиция, тематика фресок. Это заняло много времени. Было решено показать во фресках социалистическое строительство Украины, ее новых людей в процессах созидающего труда и в радостном, обогащающем отдыхе. Приняли такой план: две большие, сорокаметровые фрески в основном фойе (Седляр и Бойчук) посвящаются достижениям Республики в индустриализации и колхозном строительстве; две двадцатиметровые фрески в боковом фойе (Павленко и Падалка) показывают физическую культуру, подготовку молодежи к обороне, досуг и развлечения трудящихся.
Павленко. И трудно и радостно было браться за эту работу. Трудно по многим причинам и, главное, потому, что надо было самостоятельно прощупать стиль советской фрески.
Я долго раздумывала над своей темой. Хотелось очень полно, ярко показать наших физкультурников, передать зрителям чувство ритма, организованности, красоты здорового тела. Перед тем как сесть писать эскизы, я пересмотрела вновь репродукции с античной скульптуры, творения мастеров Возрождения, ходила по музеям. Как-то по-особенному я присматривалась к лицам молодежи, с волнением сидела на стадионах, физкультурных площадках, остро запоминала каждую черту, штрих в юном физкультурнике, физкультурнице. Потом села за эскизы и много раз их переделывала.
Седляр. Техника фрески требует от художника абсолютной подготовленности. Образ должен быть совершенно ясным. И поэтому приходится в первом эскизе решить общую композицию, во втором разработать краски и только после этого переносить на картон (в натуральную величину будущей фрески) весь рисунок.
С этого момента и начинается работа художника у стены. Сначала на штукатурку переносится все содержание картона. Происходит окончательное уточнение композиции, распределение светотени. Затем рисунок покрывается сырой штукатуркой, только не весь, а та часть, которая может быть расписана в один день...
Павленко. Это самое трудное во фреске. Надо расписывать по сырой штукатурке, потому что тогда краски приходят в химическое соединение с известью и сохраняются на много лет. Кстати, самый термин «фреска» («al fresco» - по-итальянски значит «по-сырому») указывает на ее специфику. У стены нельзя импровизировать, работать мазками. Здесь нужны твердость и уверенность кисти.
Седляр. Я бы даже сказал - виртуозность. Малейший промах, и... все летит в пропасть. Здесь нельзя ни подправить, ни подкрасить. Выход только один: соскоблить штукатурку и начинать сначала... Поэтому работаешь с огромным напряжением, медленно.
Но зритель фрески не догадывается еще и о другом. Нужно представить себе кумачовый платок, промокший на дожде. Он очень густого темного цвета. Высохнет материя - и ее цвет значительно светлеет. То же происходит и во фреске. Когда пишешь по сырой штукатурке, краски очень темные, тяжелые. Потом происходит замечательный процесс посветления. Сохраняя свою плотность, материальность, если хотите - звучность, краски за время росписи стены светлеют примерно в 5 - 6 раз. В этом интересная особенность фрески.
Павленко. Да, особенностей у нее много. Но, преодолев все трудности, выработав у себя дисциплину глаза и руки, чувствуешь необыкновенную творческую радость, которую редко дает другой вид изобразительного искусства. Я лично с большим рвением примусь сейчас за новую роспись и посвящу ближайшие годы своего творчества созданию полноценной советской фрески.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.