КОМСОМОЛКА Нина не удовлетворилась ответом тов. Смидович, помешенным в «Смене». Тов. Нина пишет, что - «Лиды - их много - войдут искать ответа в другом месте, будут питься на своем маленьком опыте, своим гор - а может быть и комсомольской жизнью расплатятся за прекраснодушные советы взрослых товарищей... - Будем смелы и возьмем быка за рога: возьмемся за любовь» - восклицает Нина.
Вот эта - то смелость нас и пугает. Если бы Нина не обещала ответов прямых и ясных как «доброе утро», если бы она не говорила таким уверенным тоном, если бы «светлые стороны» проклятого вопроса», были там, где их указывает Нина, можно бы очень коротко объясниться с Ниной. Но Нина убеждена, что найден спасительный рецепт, вернее рецепты, любви «какой она должна быть». Нина думает, что «загадка пола» в ее руках. И вот, опасение того, что многие могут уверовать во всеспасительность провозглашаемых Ниной советов, заставляет нас о них высказаться.
Т. Нина в роли святой девы, к которой одна красивая девушка обратилась с такой просьбой: «Ты, которая зачала без греха, дай мне возможность согрешить без зачатия».
МЫ НЕ МОЖЕМ огульно отвергнуть предупредительные меры. Много частных случаев, когда прибегание к средствам предупреждения предпочтительнее другого (например, абортов). Но мы протестуем против самой постановки вопроса т. Ниной. Против того предположения, что если бы культурность» наша повысилась, и употребление мер предупреждения стало бы всеобщим явлением, то тем самым были бы разрешены вопросы любви, семьи и брака. Против того, что пропагандой «изделий резинотреста» мы срежем отрицательные явления нашей теперешней действительности. Против того, наконец, что всем, сомневающимся и спрашивающим совет, мы дадим магический ответ: предупредительные меры.
Начнем с того, что употребление действительных мер девушкой, ни разу не имевшей половой связи, почти невозможно, и вообще о пользовании предупредительных мер можно говорить лишь в применении к женщине, которая хотя бы короткое время жила половой жизнью. Это значит, что совет Нины отнюдь не для тех, для кого вопрос «любви» стоит живее и острее всего.
В отношении здоровья, длительное употребление предупредительных мер дает отклонения в женской половой сфере. (См. «Половой вопрос в свете научного знания» ГИЗ. 1926. Сб. под редакцией В. Зеленина).
Мы не говорим уже о том, что непозволительно держать курс на сокращение прироста населения.
Рабочий класс, стоящий у власти, не может вести такую политику.
А разве одной страховкой от деторождения исчерпывается вопрос? Ведь, т. Нина протестует (и справедливо), когда т. Смидович сводит для женщины «любовь» только к процессу рождения и воспитания ребенка. Единичны ли факты разрыва и полного исковеркания отношений и тогда, когда «проблема ребенка» перестает существовать как препятствие к совместной жизни? Не массовы ли явления очень быстрого исчерпания отношений - мужчины, в первую голову, и стремление превращать свою связь во временную и даже кратковременную (на что между прочим жаловалась и Лида)?.
На улицах Москвы можно слышать зазывания вроде такого:
Не надо ниток, не надо иголок.
Не надо услуг, не надо прислуг.
Не надо жениться,
Не надо с женой разводиться -
Есть механические пуговицы.
Несмотря на очевидную выгодность пуговичного рецепта, как будто большинство брюк продолжают застегиваться простыми пуговицами. Патентованный рецепт т. Нины не решает вопроса. И не может решить его.
В. Р.
Отметим, кстати, совпадение точки зрения т. Нины со взглядами, развиваемыми в последнее время некоторыми буржуазными учеными. Эти взгляды, в частности, высказал известный английский профессор Кейнс, посетивший наш Союз во время юбилея Академии Наук. Проф. Кейнс утверждает, что в настоящее время выход для поднятия материального благосостояния отдельных лиц и всей страны заключается в ограничении деторождения (предупредительные меры). В буржуазной прессе (В Англии, в частности) пишут, что жизненный уровень рабочих может быть сохранен лишь сокращением детопроизводства.
Это совпадение точек зрения не устраняется тем обстоятельством, что Нина ищет разрешения половой проблемы для переходного к социализму периода, а проф. Кейнс ищет выхода для капиталистического строя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.