Случилось это в 1886 году в Бразилии. 19 - летний Тосканини был тогда виолончелистом передвижного оперного оркестра. Некий итальянский импресарио заангажировал этот коллектив в гастрольное турне по Латинской Америке, пригласив дирижером бразильца Леопольда Мигуэля. Однако Мигуэль оназался малоталантливым артистом и зачастую своим неумелым дирижированием мешал оркестру. Музыканты начали бойкотировать Мигуэля. Дирижер же, в свою очередь, обвинял оркестр. Дело дошло до открытой вражды между коллективом и бразильцем, и вечером 26 апреля, когда зал театра в Рио - де - Жанейро заполнился и уже должен был взвиться занавес, наступило «генеральное сражение». Весь оркестр отказался играть, если за дирижерский пульт станет Мигуэль, но публика заступилась за своего соотечественника и не захотела, чтобы принадлежащее бразильцу место занял его заместитель итальянец Карло Суперти. Тогда один из оркестрантов посоветовал поручить вести спектакль виолончелисту, который обладал исключительной музыкальностью. Это компромиссное решение было принято, и спектакль «Аида» пошел под руководством молодого Артуро Тосканини, блестяще проведшего всю оперу. Для коллектива это было спасением спектакля, а для Тосканини - началом его карьеры. К игре на виолончели он уже не вернулся. Вскоре состоялся дебют Тосканини в «Ла Скала». Став впоследствии главным дирижером этого прославленного театра, Тосканини много сделал для его процветания. Все артисты были уравнены в правах и не подчинялись капризам и требованиям знаменитостей. В категорической форме запретил он бисирование арий, и это навлекло на него недовольство некоторых певцов. «Вы запрещаете мне бисировать? - возмущаясь, обратилась к Тосканини одна из известных колоратурных сопрано. - Мне, признанной звезде?» «Мадам, - ответил ей дирижер, - я признаю звезду только на небе, но никогда в моих спектаклях». Молодой дирижер ставил в театре не только итальянские оперы, он впервые включил в репертуар произведения русских и французских композиторов. Из наибольших достижений Тосканини в «Ла Скала» следует считать постановку «Фальстафа» Верди и последней оперы Джакомо Пуччини «Турандот», которая не была закончена. Дирижируя этой оперой, Тосканини дошел до последнего созданного композитором аккорда. Когда он отзвучал, маэстро опустил свою дирижерскую палочку и, обращаясь к публике, сказал: «В этом месте смерть вырвала перо из рук Пуччини...» Оркестр и певцы, а за ними публика в молчании покинули зал. И только после этого вечера, когда ученик Пуччини, композитор Франко Альфано, по имевшимся черновым наброскам закончил оперу, она была исполнена целиком. В своем творчестве Тосканини прежде всего стремился раскрыть замысел композитора. Это был великий музыкант, и его интерпретация многих сочинений признавалась идеальной. Он умел извлекать из оркестров и блестящее звучание и монолитное исполнение. Но он был не только гениальным артистом, но и человеком с сильным характером. Когда Муссолини пришел к власти, Тосканини покинул Италию, отказавшись дирижировать фашистским гимном на торжественном представлении, за что подвергся нападкам молодчиков из Болоньи, протестуя против гитлеризма, дирижер отказался также принять участие в излюбленных им Вагнеровских фестивалях в Байрейте. Во время испанской войны Тосканини открыто высказывал свои симпатии революционерам: он дал ряд концертов и собранные Деньги передал патриотам. У Тосканини было слабое зрение, и, когда наступила старость, ему стало трудно читать партитуры. Он на память проводил все оперы и концерты в течение нескольких десятков лет, но в 87 лет Тосканини вынужден был отказаться и от этого. Рожденный сто лет назад в Парме - 25 марта 1867 года, - Тосканини умер в Нью - Йорке 16 января 1957 года, прожив почти 90 лет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.