Как-то я пришел в кафе «Север», что на улице Горького в Москве, вместе с братом — моряком, прошедшим полсвета. Он был приятно удивлен: такого вкусного мороженого не едал, говорит, ни в Испании, ни в Италии...
В другой раз увидел здесь же группу иностранных туристов. Иностранцы, как мне сказали, теперь в кафе частые гости. Люди деловые, они интересовались рецептами мороженого.
А ведь самое обычное было кафе — центр Москвы, поток посетителей... Мороженое стало тут вкусным не так давно — с тех пор, как кафе перешло на арендный подряд.
Коллективу кафе переданы в аренду помещения, оборудование, торговый инвентарь. Предоставлено право закупать сырье, устанавливать ассортимент, определять режим работы, численность персонала, сняты ограничения на совместительство. Разрешено закупать сырье в магазинах за наличные деньги. Словом, коллектив стал хозяином кафе.
Кафе само устанавливает цены. Правда, есть одно приятное для посетителей «но» (что отличает арендные кафе от кооперативных): наценка не должна быть выше принятой для обычных предприятий общепита — конечно, соответствующей категории. Так что порция мороженого стоит здесь от пятидесяти копеек до рубля. А почему бы ценам не быть еще ниже? Первые месяцы работы показали, что товарный рынок настолько не насыщен, что объективной (вынужденной) необходимости в их снижении нет. Да и ревизоры из вышестоящих инстанций, заботясь лишь о плане товарооборота, категорически против снижения цен. (Тем самым, замечу в скобках, они вмешиваются во внутренние дела кафе и нарушают условия договора.) По-видимому, в ближайшие годы, до тех пор, пока не будет сбалансирован товарно-денежный рынок, цены вряд ли понизятся.
Главное же, что дал арендный подряд, — прямая зависимость между конечным результатом труда (валовым доходом) и зарплатой. Поэтому в коллективе нет жесткого разделения труда. Кончил дело — помоги товарищу. Заработная плата не ограничена никакими искусственными «потолками», работники не боятся быть наказанными снижением расценок за высокие результаты труда. В первый же месяц после перехода на новые условия вдвое повысился валовый доход, а с ним и зарплата — со ста до двухсот рублей.
Что изменилось еще? Раньше лишь треть товарооборота давала продукция собственного производства, а остальное — конфеты, вафли, шоколад, даже кофе в зернах — приобреталось на складах с положенной кафе пятипроцентной скидкой и перепродавалось по государственной цене. Подрядный же коллектив счел такое посредничество маловыгодным и всего за два месяца увеличил выпуск собственной продукции вдвое. А вот издержки производства и обращения снизились на треть — ведь экономия влияет на зарплату.
В кафе рассчитывают увеличить выпуск продукции еще вдвое — соответственно должна вырасти и зарплата работающих. И это, по мнению директора кафе В. В. Коробова, не предел. Если бы Фрунзенский райисполком столицы выделил дополнительные площади, можно было бы открыть собственный кондитерский цех, значительно увеличить ассортимент безалкогольных напитков.
Развитие подряда сдерживает еще одно препятствие, общее и для других арендных кафе, — планирование «сверху». Казалось бы, в новых условиях хозяйствования предприятия должны самостоятельно планировать свою деятельность, исходя из контрольных цифр пятилетки. Но нет, в кафе «Север» ожидают рост плана «от достигнутого».
Мы теперь, наконец, хорошо осознали: коллективы, связанные по рукам и ногам бюрократическими инструкциями, давно перестали быть подлинными хозяевами. А вместе с утратой чувства хозяина исчезла заинтересованность в труде, инициатива и предприимчивость не получили должного развития. Задача перестройки — возродить в человеке чувство хозяина. И с этой задачей, как видим, неплохо справляются подрядные коллективы. Зачем же, спрашивается, ставить им палки в колеса, зачем вчерашние методы управления тащить в сегодняшний день?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Или сюжетные прогулки по Киеву под руку с комсомольскими работниками. Окончание. Начало в № 12.
Фантастическая повесть. Продолжение. Начало в №№ 11, 12.
Окончание. Начало в № 12.