К полюсу

М Дьяконов| опубликовано в номере №292, апрель 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Андрэ - страстный воздухоплаватель, заплативший за свою страсть собственной жизнью и жизнью двух своих мужественных товарищей, - не мог, конечно, и думать о том, что через какой-нибудь десяток лет могучие воздушные корабли смело вступят в борьбу с необозримыми пространствами и пронесутся там, где оказался бессильным его бедный «Орел»... А новое, чудесное изобретение человеческого гения, разносясь по всему миру звучащими волнами эфира, заменит тех жалких почтовых голубей, которые испуганно летали над просторами Северного ледовитого океана, неся записки Андрэ.

На службу полярного исследования в двадцатых годах нашего столетия стали самолет и радио.

Замечательный норвежский полярный исследователь Руал Амундсен не мог не обратить внимания на удивительные успехи авиации, которая за самый короткий срок вышла из детского возраста. Поэтому еще в 1909 году, собираясь в большую экспедицию к Северному полюсу, Амундсен ведет переговоры с авиаторами и серьезно обсуждает план использования самолета для разведочных работ в предстоящем путешествии. Но в силу разных обстоятельств Амундсен резко изменяет свой план и вместо севера направляется на юг. 14 декабря 1911 года он открывает Южный полюс.

Вернувшись в Норвегию, Амундсен снова вспоминает о самолетах, серьезно изучает летное дело, сдает экзамен на пилота и покупает аэроплан. Начавшаяся в 1914 году война путает все его планы, и до 1918 года Амундсен не предпринимает никаких экспедиций.

Почти в это же самое время русский военный летчик Нагурский, принимавший участие в поисках полярных экспедиций Седова, Брусилова и Русанова, о которых к осени 1914 года не было никаких известий, совершает несколько замечательных полетов у берегов Новой Земли как надо льдами, так и над открытым морем. В один из своих полетов Нагурский удаляется от берега на сто километров. Таким образом, первым авиатором, отважившимся совершить длительный полет над страшной ледяной пустыней Арктики, был русский летчик.

В 1922 году на берегах Аляски, у мыса Барроу, Амундсен организует базу для совершения полета к полюсу, а если удастся, то и через полюс. Но технические условия того времени еще не давали возможности надеяться на благополучное совершение такого полета. Кроме того Амундсен, имевший огромный опыт полярных экспедиций, совершенно ложно судил о состоянии ледяной поверхности с точки зрения пилота. В результате все его попытки совершить хотя бы пробный полет не удались.

Однако мысль эта крепко засела в голове Амундсена, отличавшегося необычайной настойчивостью, упорством и силой воли в достижении своих целей.

Через три года он организует большую воздушную экспедицию на гидроаэропланах Дорнье Валь N 24 и N 25. Цель экспедиции - достижение Северного полюса, хотя Амундсен не скрывает от себя, что его может постигнуть и неуспех, и потому называет свой полет только пробным, подготовительным, разведочным.

Гидроаэропланы стартуют со Шпицбергена, недалеко от того места, откуда когда-то поднялся «Орел», и через восемь часов полета идут на посадку из-за повреждения одного из моторов и чрезмерно большого расхода горючего. Посадка прошла благополучно, но экспедиция застряла во льдах. Двадцать четыре дня шестеро участников полета готовили и расчищали площадку для отлета машины в обратный путь, и, наконец, им удалось подняться на гидроаэроплане N 25. Вторая машина оказалась настолько поврежденной, что ее пришлось бросить. Через несколько часов полета, когда смерть ежеминутно угрожала отважным исследователям, ибо Амундсен распорядился для облегчения машины оставить на льдине почти все продовольствие и снаряжение, и всякая вынужденная посадка означала бы гибель от голода, на горизонте открылось чистое море, а затем берег Шпицбергена. Экспедиция окончилась. Она была проведена блестяще, хотя самолеты достигли только 87°43' северной широты.

На следующий год та же летная база на Шпицбергене, ставшая местом старта почти для всех воздушных экспедиций нашего времени, была сценой двух замечательных событий.

9 мая 1926 года был совершен полет к Северному полюсу и обратно американским летчиком Ричардом Бердом с одним спутником. Полет этот продолжался всего 15 часов, причем никаких научных наблюдений, как и посадки на лед, не производилось.

Как раз накануне полета американцев прилетел на Шпицберген воздушный корабль Амундсена «Норге» («Норвегия»). Амундсен поставил своей целью трансполярный перелет, то есть перелет от берегов Шпицбергена до берегов Аляски через полюс. С обычной своей корректностью и с полным признанием мужества и отваги американцев Амундсен поздравил Берда с успехом и энергично занялся последними приготовлениями к своей экспедиции.

Она началась 11 мая 1926 года: «Норге» покинула берега Шпицбергена и в ночь на 12 мая пронеслась над полюсом, где были сброшены флаги Норвегии (норвежское командование), США (американские деньги) и Италии (итальянский корабль). Полет продолжался 72 часа, и через трое суток экспедиция благополучно высадилась около поселка Геллер на Аляске. Никаких длительных наблюдений, разумеется, произвести не удалось, тем более что последние сутки «Норге» летела в тумане и боролась с бурей. Но была доказана полная возможность совершения в Арктике длительных полетов.

Прошло два года, и снова внимание всего мира было обращено на Шпицберген. Весной 1928 года туда прилетели два американских летчика, Губерт Уилкинс и Бен Эйельсон, совершившие перелет через Северный ледовитый океан, минуя полюс, за двадцать часов. А в мае того же года итальянская экспедиция Нобиле на дирижабле «Италия» совершила три полета от берегов Шпицбергена к северо-востоку и к северу, причем во время третьего полета «Италия» погибла, не долетев нескольких десятков километров до Шпицбергенского побережья.

Целый ряд государств, в том числе СССР, послали свои суда и самолеты на спасение итальянцев. Советский краснознаменный ледокол «Красин» снял со льдов как основную партию итальянцев в составе пяти человек, так и «пешую партию», отправившуюся по дрейфующим льдам к берегу в поисках спасения.

В кампании по спасению Нобиле и его спутников одним из первых принял участие и Руал Амундсен. Французское правительство предоставило в его распоряжение гидроаэроплан «Латам», на котором Амундсен вылетел 18 июня из норвежского города Тромсо и вскоре после отлета погиб в океане с пятью своими спутниками...

Нобиле предполагал спустить на полюс несколько человек для производства там научных наблюдений. Для этой цели в гондоле дирижабля было наготове разное снаряжение и продовольствие. К счастью для «полюсной партии», никаких попыток к высадке ее на полюс не предпринималось. Иначе все участники этой партии были бы обречены на очень скорую и страшную гибель! Да и для остальных участников экспедиции, спасенных потом «Красиным», дело приняло бы весьма скверный оборот. Ведь «полюсная партия» была бы выгружена с той самой маленькой радиостанцией, которая сделала возможным спасение итальянцев.

Однако идея высадки людей на полюсе вполне осуществима и нам, вероятно, едва ли придется долго ждать претворения ее в действительность.

Наша родина северными своими землями, полярными границами непосредственно обращена к полюсу. Дело, которое начинал трагически погибший русский капитан Седов, начинал без всякой поддержки со стороны царского правительства, может быть продолжено в гигантских масштабах нашими отважными ледовыми капитанами, летчиками, учеными. Окончательное практическое освоение и регулярное использование Великого северного морского пути будет значительно облегчено завоеванием Северного полюса, где еще не ступала нога человека.

Вот почему борьба за завоевание Северного полюса является благодарнейшей задачей для нашей науки и для нашей техники, для отважных исследователей нашей родины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены