Нашим подспудным чувствам дороже всего те, в кого мы как бы вживляем частицы своей души; и чем больше частиц нашего «я» вживляется в другого человека, тем ценнее он для самых горячих и бессознательных глубин нашего существа.
Этот странный закон человеческой психологии – своего рода «закон Нарцисса»: любовь к тому в другом человеке, что мы безотчетно ощущаем как отблеск своего «я». С людьми, в которых мы вкладываем себя, нас связывают новые, дополнительные силы влечений: не только то в них, что принадлежит им, но и то, что как бы принадлежит нам. Нас влечет к ним сдвоенная тяга: наслаждение от их собственного облика и притяжение тех частиц нашей личности, которые как бы проросли в них и еще теснее сроднили нас.
Это, видимо, глубинное, стержневое свойство человеческой психологии, оно действует во всех видах человеческой любви и может одинаково помогать любви мужчины и женщины и любви детей и родителей.
Это вот свойство человеческой психологии позволяет делать равновесие забот становым хребтом всех наших отношений с детьми. Здесь лежит сердце и мозг всего детского воспитания, его основа основ.
Пожалуй, главная стратегическая цель семейного воспитания – чтобы дети так же заботились о родителях, как родители о детях. Их душа, любовь, совесть – все должно быть запрограммировано на равенство забот, равенство помощи, равное дарение счастья.
Отношения с малышом стоило бы строить так, чтобы с молоком матери он всасывал «материнское чувство» к близким. Детям – в их дошкольные годы – надо бы все время давать ощущать, понимать: детская любовь, забота, внимание нужны родителям не меньше, чем самим детям – родительская любовь.
Это в корне меняет весь уклад семейного воспитания, всю его психологию, мораль; это рождает совершенно новый строй отношений между детьми и родителями – равенство душевных и житейских забот. Впрочем, в житейских основах такой строй отношений был в старой крестьянской семье (и встречается в нынешней), а в душевных основах есть и в известной семье Никитиных, и во многих неизвестных нам семьях, где детей растят в атмосфере сердечного равенства.
Такой подход исправляет коренные несовершенства детской природы и детской любви к родителям. Он как бы уравновешивает первоначальный детский эгоизм первоначальным материнским альтруизмом, как бы заражает детскую любовь частицами родительской любви и делает ее из «яцентрического» чувства двуцентрическим. Он – это главное – внедряет в чувства детей, в их подсознание отношение к другим людям как к себе самому.
А такое отношение не просто комнатнобытовое свойство: это элементарная опора всей человечности, основа основ наивысшей человеческой морали. О сути гуманизма именно так говорил в свое время молодой Маркс: «Чувства и наслаждения других людей стали моим собственным достоянием».
Новый подход к детской любви исключительно важен для поколений единственных детей, особенно в нынешней городской семье. Дети часто растут в них иждивенцами, без чувства трудолюбия, и само их положение центра семьи взращивает в них «яцентризм», а то и эгоизм. Воспитание в них любви-равенства, «эгоальтруизма» – лучшее, пожалуй, противоядие от невыгод их жизненного положения.
Таким же якорем спасения этот новый подход может стать и для родителей и для всей нынешней малой семьи вообще. (Малых семей в стране больше девяти десятых.) У этого исторического типа семьи есть некоторые преимущества перед семьей из трех поколений: меньше естественная разница поколений, и от этого легче совместимость, ближе интересы, больше интимность быта... Но у нынешней малой семьи, особенно в городе, немало и теневых сторон: узкий круг общения, замкнутый быт, женские перегрузки, пассивный – телевизорный – досуг, а главное – все растущее угасание межсемейной помощи, и вместе с ним – разрастание чего-то вроде семейного эгоизма. Так же важно, пожалуй, и то, что городская семья стала чисто потребительской ячейкой, в ней почти нет повседневного трудового воспитания, слаба трудовая, творческая атмосфера постоянного творения интересной домашней жизни.
У воспитывающих влияний жизни есть как бы два русла: сознательное воспитание и воспитание стихийное – самим повседневным бытом, самим укладом ежедневных отношений, в котором живут люди.
И теневые стороны городской семьи часто растят в нас – особенно в детях – «яцентрические» слои души, потребительство, замкнутость интересов на себе и плохо выращивают не эгоистические фундаменты – тягу помогать другим, способность относиться к ним как к себе самому...
Любовь-равновесие может стать новым – и мощным – психологическим рычагом в отеплении семейного климата. Причем тут, видимо, есть только два выхода: или мы сумеем умерить бытовые минусы малой семьи таким вот равновесием забот, принципом «к другому – как к себе», или минусы малой семьи, особенно ее воспитательного духа, станут нарастать, обостряться.
Здесь лежат ключи к судьбе современной семьи, к будущему многих поколений детей, которые растут в ней.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.